Размер шрифта:
Изображения:
Цветовая схема:

Дно человеческой души не имеет дна

Дно человеческой души не имеет дна - фотография

Дно человеческой души не имеет дна (с)

«Отелло» Бутусова — тревожная и страшная история без начала и конца. На самом деле пьеса Шекспира казалась при прочтении куда менее близкой, и меня впечатлила в ней преимущественно восхитительная Эмилия, ну и засранец Яго, конечно. На Отелло хотелось махнуть рукой — ну ревнивый психопат, убийца, что в него вглядываться. Но Бутусов на то и Бутусов, чтобы разметать подобные поверхностные взгляды. И вот уже история Отелло делается настолько понятной, что это даже физически дискомфортно, а все «да нормальный бы человек да никогда бы» размываются. Происходящее — не только вне времени, но и вне пространства, и вне героев — периодически персонажи обобщаются до безымянных мужчины и женщины, и их непростых отношений, чтобы на пике и вовсе трансформируются в почти кранаховских Адама и Еву.

Через призму постановки становится более очевидно, что ревность пронизывает всё, и что есть как минимум триада ревнивцев, двое из которых — Бьянка и Яго. Остывшая, но оттого не менее ядовитая ревность Яго дает толчок всем событиям и является скрытой пружиной, ревность Отелло расходится во всю мощь, а ревность Бьянки усугубляет ситуацию, становясь той соломинкой, что ломает спину верблюду. В спектакле присутствуют кочующие из спектакля в спектакль бутусовские мотивы: льющаяся вода, зонги, бьющая точно в цель музыка (особенно хорошо вписывается трек Эминема «Kim»). Парочка вещей очень сильно напомнила более позднего «Пера Гюнта»: зеркала и субъективное искажение взгляда персонажа на события. Так, Отелло, сходя с ума от ревности, обесчеловечивает Дездемону, видя ее то неживой и страдающей женщиной, то зловещим соблазнительным суккубом, то злой, глупой и бездушной куклой. Ювелирно разбросанные Шекспиром детали Бутусов собирает и бережно использует так, что становится очевидно: даже без деятельного участия Яго история отношений Отелло и Дездемоны имела все шансы закончиться плохо.
 
Спектакль очень сильно кричит и очень мощно заряжен, но ближе к концу словно выстывает: вместо ожидаемого большого взрыва наползает ледниковый период. Сложно сказать, было ли так задумано или нет, однако за счет своей размытости развязка фрустрирует очень сильно. Впрочем, учитывая контекст,это выглядит даже логично — словно между спектаклем и жизнью нет никаких границ, и всё происходит здесь и сейчас. Равнонапряженный треугольник из Яго (невероятный Тимофей Трибунцев), Отелло (Денис Суханов, которого люблю еще с Глостера в тоже бутусовском «Короле Лире») и Дездемоны (Марьяна Спивак) очень и очень хорош. Немного напрягало и утомляло изобилие предметов и спецэффектов (с тоской вспоминался декорационный минимализм того же «Лира»), и было обидно, что Эмилия (Лика Нифонтова) в видении режиссера как-то отошла на задний план как персонаж. Катарсиса не случилось, но возможно именно благодаря этому он крутится в голове уже второй день, и ощущается непреодолимая тяга еще раз погрузиться в эту глухую черноту.

Оригинал.

Издательство: instagram Автор: staryj_belk 23.03.2021

Спектакли