«А ВДРУГ МЫ УВИДИМ ПОЛНЫЙ ЗАЛ И ПОТОЛОК В АЛМАЗАХ?»
Восемь лет назад «Сатирикон» закрыли на реконструкцию. За это время театр пополнился 24 новыми артистами, выпустил 21 спектакль, освоил около 10 столичных театральных площадок, заплатил кучу денег за аренду, а реконструкция так и не закончилась — сроки переносятся из года в год.
Новый спектакль «Предчувствие дома. Сцены» в постановке режиссера Артема Терёхина — хоть и не главная премьера сезона, но для театра очень важная, личная. Это попытка осмыслить ситуацию со своей неприлично затянувшейся «бездомностью» и поговорить со зрителем на такую, казалось бы, простую тему как дом.
Безусловно, с таким трепетом и теплом о доме могут говорить только те, кто его лишен. Но спектакль не ограничивается охами да вздохами на тему сложностей вынужденной «кочевой» жизни. Авторы постановки выходят на более общее понимание дома и стараются рассмотреть всю палитру воспоминаний, надежд, мечтаний, ассоциаций, страхов, разочарований, проблем, желаний, метаний, открытий, которые только могут быть связаны с домом. И даже добавляют в постановку немало юмора. Кстати, артисты произносят со сцены не свои высказывания о театре и доме, а присваивают рассказы других сотрудников «Сатирикона». В этом, по словам Константина Райкина, есть некий ход, театральность.«Это довольно лихой эксперимент, – говорит режиссер Артем Терёхин. – Коллаж, собранный из историй, интервью и художественных текстов, написанных по интервью. Здесь нет линейной истории, но все объединено темой дома, театра, стройки, отсутствия дома и переосмысления дома как понятия. Это и дом-дом, и дом-работа, и дом-государство, и дом-планета, и дом внутри меня. Для меня этот эксперимент важен, потому что интересно было выстроить из этого коллажа стройную линейную историю, которая бы «собралась» в восприятии зрителя».
Играют спектакль на камерной сцене ВШСИ, оттого разговор со зрителем получается еще более личным.
«Это малый масштаб, но для серьезного творческого коллектива, каким наш театр является, масштаб не важен. Премьера и предпремьерная подготовка – это всегда событие в жизни театра, – говорит Константин Райкин. – Этот спектакль – высказывание о нашей восьмилетней «бездомности», которая если не трагический, то во всяком случае драматический момент в судьбе нашего большого репертуарного театра, привыкшего к дому, стенам и крыше».
Все время на сцене — декорации, напоминающие огромные бетонные блоки. Словно те, из которых сложено здание закрытого на ремонт «Сатирикона» — его унылая бетонная коробка стоит прямо напротив ВШСИ. На ее фасад, кстати, перед спектаклем спроецировали огромное лого с названием театра, заключенным в домик.
Среди бетонных блоков на сцене артисты вспоминают «Сатирикон», когда он еще имел крышу над головой, ругают себя за сентиментальность, рассуждают об эмиграции, размышляют о доме как таковом, рассказывают, каким помнят дом своего детства, покинутый в юности, вспоминают домашние праздники.
Все это — под живое музыкальное сопровождение. Музыканты — они же артисты «Сатирикона» и, по сюжету, духи шекспировских персонажей —сидят за инструментами прямо на сцене. Одному из них и принадлежит фраза: «А вдруг мы увидим полный зал и потолок в алмазах?», — которая, кажется, передает надежду всех сатириконцев, желающих вернуться в родные Пенаты.
«Понятно, что стены и крыша – это еще не театр, и мы своим восьмилетним существованием это доказываем. Но театр очень нуждается в стенах и крыше, потому что это самостоятельность, относительная безопасность. Это некое гнездо, место силы. Вообще дом – понятие общечеловеческое. И в спектакле мы стараемся расширить понятие дома нашего, сатириконовского, до дома как некого пристанища, места, где ты чувствуешь себя хорошо, уверенно, комфортно, где есть какой-то внутренний покой и возможность приблизиться к гармонии. Хочется, как всегда в произведении искусства, людям напомнить об их судьбе, что-то обобщить, чтобы это стало интересно широкому кругу зрителей», – говорит художественный руководитель.
О том, что театр — это не только стены и крыша, в спектакле с архивных кадров скажет и Аркадий Райкин. Премьеру приурочили к его дню рождения — 24 октября основателю «Сатирикона» исполнилось бы 112 лет.