Размер шрифта:
Изображения:
Цветовая схема:

Бедных не предлагать

Бедных не предлагать - фотография

В "Сатириконе" поставили трилогию о Бальзаминове

ОДНАЖДЫ с успехом поставив пьесу Островского (спектакль "Доходное место" стал настоящей режиссерской удачей Константина Райкина), руководитель театра "Сатирикон" решил, видимо, что великий русский драматург и есть сегодня его главный талисман, который обеспечит ему успех при всех обстоятельствах.

В самом деле, герои Островского, подобно нашим современникам, одержимы поисками доходных мест и богатых невест, и так же как сегодня страдают от бедности и мечтают о богатстве.

Год спустя Райкин привел в театр свой актерский курс и сочинил с ним среднестатистически стильный спектакль по пьесе "Снегурочка". Старую сказку он перевел на язык молодежного сленга и современного дизайна. Там много пели и танцевали, источая юную энергию, обаяние и органику - не единственное, но важное условие хорошего спектакля. Всем показалось, что обновление "Сатирикона" за счет этого курса даст новое качество театру.

Закрепляя успех, Райкин решил поставить Островского в третий раз. И не одну пьесу, а сразу три - трилогию о Бальзаминове, недоросле, мечтающем о богатой невесте. Режиссировать спектакль он позвал Марину Брусникину, педагога Школы-студии МХАТ, работавшую с его курсом. Она стала в последние годы одной из главных хранительниц священной традиции психологического театра, а на малой сцене МХТ поставила несколько камерных спектаклей по прозе современных писателей.

Райкин вновь попытался соединить психологический реализм с кафешантанной природой своего театра. Такой трюк он уже проделывал в своем собственном Островском. Но то, что получилось у него в "Доходном месте", категорически не вышло в нынешнем "Бальзаминове". Для ранних пьес Островского вообще нужна особая изобретательность. Такая, которую когда-то проявил Сергей Женовач в "Пучине", открывая не самую популярную пьесу стильным и точным жанровым ключом. У Брусникиной таких режиссерских даров не обнаружилось. Видимо, она решила, что желание стать богатым, которым одержим обаятельный недоросль Бальзаминов, настолько понятно современной публике, что достаточно прибавить к сюжету много песен и плясок - и дело будет в шляпе

Чтобы занять весь курс, Брусникина сочинила хор купчих и замоскворецких жительниц, одетых в одинаковые шелковые платья. Они появляются точно рояль из кустов, внезапно и без всяких видимых причин: после очередной сцены или диалога они выходят из кулис и поют русские народные песни. В этом пении нет ни стиля, ни особого отбора. Понять, почему крестьянские песни поют купцы и купчихи Островского, замоскворецкие мещане - не очень понятно. И в том, как играют молодые актеры, тоже нет ни ясного смысла, ни продуманного и решенного стиля. Это смесь старательной декламации, крикливой истеричности и детского азарта оставляет впечатление напрасно потраченных усилий

В 20-е годы ХХ века Всеволод Мейерхольд выдвинул лозунг "Назад к Островскому" и вписал в историю театра несколько великих страниц. Нынешний поворот "Сатирикона" к Островскому, по всей видимости, останется для истории незаметным.

Оригинал

Издательство: РГ Автор: Алена Карась 19.02.2007

Спектакли