Большой маленький человек из «Сатирикона»

Большой маленький человек из «Сатирикона»
Константин Райкин в «Человеке из ресторана» Егора Перегудова
Ирина Алпатова 14 января 2016В «Сатириконе» премьера: молодой режиссер Егор Перегудов поставил повесть Николая Шмелева «Человек из ресторана» с Константином Райкиным в заглавной и главной роли. Критик Ирина Алпатова рассказывает о том, как худрук театра превратился в маленького человека, преисполненного немалого достоинства.
Невысокий, чуть сутулящийся человек в традиционном «лакейском» одеянии угодливо склоняет голову перед загулявшим посетителем: «Чего изволите?» И, повернувшись к публике, слегка ерничает по поводу своего положения: ну что, мол, поделать, так сложилось. А вот уже просят за цветами сбегать для модной певички. Почти неслышный вздох, но приходится выполнять. Суета, песни-пляски, гремит музыка, и некогда отвлечься на перипетии собственной жизни. А в глазах – растерянность от того, что эта привычная жизнь потихоньку рушится. Это — Константин Райкин, и он успеет не раз удивить вас в премьерном спектакле «Человек из ресторана», поставленном молодым режиссером Егором Перегудовым.
В эпоху режиссерского театра, которая продолжается уже второй век подряд, мы подчас слишком увлечены постановочными откровениями и гораздо меньше, чем следовало бы, обращаем внимания на актера. Когда-то он считался «царем сцены», теперь с трона его отчасти потеснили. Но если уж совсем честно, то «абсолютных актеров», способных без видимых усилий «брать» большие залы и завораживать публику, у нас не так уж и много. Константин Райкин – из их числа.
Фото: Евгений Люлюкин
Райкин – артист уникальный, неповторимый, мощный, харизматичный, с бешеным темпераментом. Артист, которому подвластно все, от самой высокой трагедии до уморительного фарса. Он играл королей и шутов, героев Достоевского и Шекспира, Пушкина и Островского, Кафки и Кроммелинка. Да, конечно, за столько-то лет, у него выработались фирменные приемы, обожаемые публикой. Но, во-первых, их безмерное множество, а, во-вторых, он всегда знает, когда стоит пустить их в дело, дабы встряхнуть замирающий спектакль.
Райкину повезло – он работал с крупнейшими режиссерами: Валерием Фокиным, Робертом Стуруа, Петром Фоменко, Юрием Бутусовым. Но это совсем не значит, что он вряд ли позволит себе рискнуть и отдаться в руки постановщика молодого, в категорию мэтров еще не попавшего. Причем практически всегда возникает ощущение, что Райкин – очень послушный актер, стремящийся выполнить все поставленные перед ним задачи. Ну, быть может, немножко расцветить их своим темпераментом и доскональным знанием законов сцены. Но вот перетягивать сценическое одеяло на себя, выставляя в невыгодном свете партнеров по спектаклю, не будет категорически. Есть ведь и театральная этика, не менее важная, чем всевозможные таланты. Да к тому же Райкин не раз играл и продолжает играть превосходные моноспектакли, будь то «Контрабас» Елены Невежиной или потрясающий «Вечер с Достоевским» Валерия Фокина на сцене родного «Сатирикона».
Фото: Евгений Люлюкин
«Человек из ресторана» — не очень известная современному читателю и зрителю повесть Николая Шмелева, написанная в 1911 году, в 1920-х была экранизирована Яковом Протазановым. Заглавную роль официанта Скороходова в одноименном фильме исполнил легендарный артист Михаил Чехов, с блеском сыграв сентиментальный и печальный тип «маленького человека». Почти век спустя молодой режиссер Егор Перегудов решил вернуться к этому произведению, отдав бенефисную роль Константину Райкину и определивжанр своего спектакля, как «сказ о благородстве жизни».
Казалось бы, этот «маленький человек», официант (порой этот персонаж иронично и цинично называет себя «лакеем») – совсем не герой для харизматичного комедианта, каким воспринимается зрителями Райкин. Здесь меньше места темпераменту, зато куда больше — для печальных размышлений о жизни, утратившей прочную основу. Или даже не размышлений, а недоумений — широко распахнутые, наполненные искренним непониманием происходящего глаза Райкина-Скороходова кажутся камертоном происходящего. Распадается семья, сын уходит в революционеры, дочь сбегает из дома и приживает внебрачного ребенка, официант теряет рискованные «инвестиции», а потом и работу, все тонет в катаклизмах очередного «смутного времени». А Скороходов у Райкина, не оставляя переживаний, искренне и подчас не слишком умело старается всем помочь, всех понять, примирить, выслушать, наставить на путь истинный.
Фото: Евгений Люлюкин
Егор Перегудов поставил «Человека из ресторана» в приемах «большого стиля», подчас отказываясь от камерности и приглушенных интонаций. Но Райкин своим звериным актерским чутьем «слышит», воспринимает атмосферу каждого текущего момента и настраивает интонации, свои собственные и партнеров, на нужный тон и регистр. К тому же режиссер не стал делать инсценировку, а использовал прием «чтения вслух» прозаического произведения. Стоит Скороходову начать рассказывать очередной эпизодический сюжет, как на сцене, в проемах между стенами (сценография Владимира Арефьева) его слова «оживают» в виде «живых картин». Заговорит о ресторане — возникнут накрытые столики, за которыми то буйные, то спокойные посетители. Вспомнит о доме – стены выгородят крохотную квартирку. Расскажет о жильцах – и они тут как тут, каждый со своими переживаниями и страстями. И для каждой истории – свой взгляд и своя интонация – то теплые, семейные, то трагически-тревожные, то недоуменно-странные.
«Жильцов» в этом спектакле много, и эту многонаселенность повести режиссер переносит на сцену. Быть может, такое решение было подсказано именно Райкиным, его сложившимся в зрительском сознании актерским образом, но в общей повествовательности режиссер не забывает о традиционной театральной стихии —игре. Многие актеры здесь получают сразу несколько ролей, меняют образы, интонации, пластику, костюмы и прически – и складывается пестрый и шумный мир. Этот бенефисный по сути спектакль решительно построен на актерском ансамбле, гармоничном и профессиональном.
Фото: Елена Касаткина
Но центральной фигурой, мощной и трогательной одновременно, остается Скороходов Константина Райкина. Для опытного актера эта премьерная роль явно видится новой краской в его громаднейшей актерской палитре. Актер-лидер, в том числе и в сценическом смысле, почти всегда становящийся центром любой сценической композиции, здесь легко облекается в шкуру «маленького человека». Порой растерянного, порой себе на уме, не слишком даже и мудрого, не всегда способного сделать быстрые и правильные выводы, — но умеющего и смиряться перед своей «лакейской долей» и бросать ей вызов.
Слово «маленький» здесь — всего лишь литературоведческий термин; роль у актера получается просто огромная. В «Человеке из ресторана» Райкин заразителен и виртуозен, он может решительно замешать сентиментальность с сарказмом, вызывать сочувствие к своему персонажу и удивлять достоинством, умением стойко держать удар. Но при этом умеет правильно и к месту разбавлять недавно найденные новые краски своими блестящими фирменными соцветиями. Как он разыгрывает эпизод с найденными деньгами, когда все грехи и страсти, кажется, выстроились в ряд и искушают нашего героя! То спрячет пакет в карман, пугаясь от этого действия, то решительно отшвырнет, не забыв тоскливо оглянуться. И когда отдаст, наконец, законному владельцу, какое облегчение вдруг проступит на его лице!
Оригинал статьи:В «Сатириконе» премьера: молодой режиссер Егор Перегудов поставил повесть Николая Шмелева «Человек из ресторана» с Константином Райкиным в заглавной и главной роли.