Быть райкинцами

Константин Райкин, безусловно, один из столпов российского театра не только потому, что он выдающийся актер, режиссер и худрук «Сатирикона», но и потому, что он Мастер для тех, кто только приходит в актерскую профессию. Еще в 2001 году Райкин стал руководителем курса на актерском факультете в Школе-студии МХАТ, воспитав там три поколения молодых артистов. А в 2013‑м открыл собственное учебное заведение – Высшую школу сценических искусств. Мы попросили ее четырех выпускников, ставших настоящими райкинцами как по духу, так и формально, будучи принятыми в труппу театра «Сатирикон», поделиться своим мнением об их Учителе, тех уроках жизни и профессионального мастерства, которые он им по-прежнему преподает.
Даниил Пугаёв
В 2017 году окончил актерский факультет Высшей школы сценических искусств (мастерскую Константина Райкина). В театре «Сатирикон» с 2016 года
Лютый трудоголизм
Школа Райкина – это место силы. Было и есть. Мы уже давно выпустились, но, приходя сюда, все равно оказываемся внутри какой-то очень правильной системы – нашей системы. Тут как в теплице. Четыре года нашей учебы здесь были подарком судьбы.
Если говорить о каком-то особом маркере, черте, которая может нас всех, райкинцев, объединять, то мне кажется, что это сумасшедшее трудолюбие. Мы театральные рабочие лошадки, пашем без выходных. Это нам привил, естественно, наш Мастер – Константин Аркадьевич, который сам лютый трудоголик. Не знаю, когда он спит, когда отдыхает.
Не навязывать свою историю
Скажу без лукавства: конечно, я мечтал попасть именно в мастерскую к Райкину. Константин Аркадьевич слушает потрясающе. И это очень подкупает всех без исключения абитуриентов. Эта какая-то человечность и большое сердце.
Мне кажется, что метод Константина Аркадьевича в подготовке актеров очень крут. Он приглашает преподавать в школу совершенно разных режиссеров и педагогов. Набирает команду, чтобы не «сухариться» в одной колбе, не заниматься самокопированием, а постоянно впрыскивает что-то новое. Он никогда не навязывает свою историю, которую придумал и которая получается только у него. Дает возможность каждому режиссеру научить студентов именно своему языку. И в этом его педагогическая мудрость!
Не бояться неправильности
Большое счастье, что ты можешь постоянно пробовать что-то новое в театре и не бояться неправильности. Нет ощущения педагога, который настолько авторитетный, настолько все знает, что ты не можешь ошибиться при нем. Мы год в подвале придумывали спектакль «Государь-стендап» и не боялись показывать Константину Аркадьевичу всю нашу творческую фигню. Потому что мы понимали, какой он человек – живой и цепкий к современности. В итоге в театре появился новый спектакль: такое философско-музыкальное стендап-шоу, в котором музыкальная группа, созданная из артистов театра, выходит к публике со своим высказыванием на темы русской истории и через разные эстрадные жанры – стендап, музыкальные номера, конферанс – говорит о философских вопросах бытия.
Екатерина Воронина
В 2023 году окончила актерский факультет Высшей школы сценических искусств (мастерскую Александра Коручекова). В том же году принята в труппу «Сатирикона»
Искусство – это поддержка
Я выбрала учиться в школе Константина Аркадьевича, потому что на поступлении здесь слушали как-то иначе. Подход был какой-то другой – индивидуальный, очень подробный. Такое человечное отношение, особую связь сразу чувствуешь. Наверное, это как влюбленность. Я услышала ее у себя в сердце, и все вокруг отозвалось: в школе мне стало тепло как дома.
Мне нравится мысль, что искусство – это своего рода поддержка. В какой-то период жизни оно может утешить человека, сказав ему: «Я понимаю, о чем ты, я испытывал то же самое». Пьеса «Сирано де Бержерак», которую мы только начали репетировать с Константином Аркадьевичем в театре, про отшельника. Сейчас такой этап в жизни всего мира, когда эта тема особо горяча, – «изгоев» стало много везде.
Без тиранства и дедовщины
Мой первый спектакль в «Сатириконе» с Константином Аркадьевичем в качестве режиссера – «Четыре тирана» по Карло Гольдони. Мощный ответственный опыт для актрисы, только что окончившей институт, так как знакомство с большой сценой началось сразу с «бетона» театра: Денис Суханов, Агриппина Стеклова, Наталия Вдовина, Артем Осипов. Было волнительно, правда. Надо было понять, как найти к ним всем правильный подход, чтобы не чувствовать себя неопытной студенткой, а была возможность свободно предлагать и создавать что-то вместе. К удивлению и счастью, мы избежали «дедовщины» и почти сразу стали командой.
Ярослав Медведев
В 2017 году окончил актерский факультет Высшей школы сценических искусств (мастерская Константина Райкина). В театре «Сатирикон» с 2016 года
Потребность в великой драматургии
Я думаю, что выбор Константином Аркадьевичем драмы «Сирано де Бержерак» Ростана для новой постановки в «Сатириконе» не определяется одной какой-то причиной. Это история не только про художника и власть, не только про любовь и т. д. Мне кажется, Константин Аркадьевич так плакатно, прямо не мыслит. «Сирано» – великая драматургия, в которой заложены вечные темы. И нам они всегда нужны.
Пережить потрясение от спектакля
Первое большое потрясение случилось, когда я увидел Константина Аркадьевича в записи. Это был спектакль «Ричард III» Юрия Бутусова. Ричарда играл Райкин. Мы с моим старшим товарищем смотрели его ночью под пельмени и водку. И это было невероятно круто! Вторым моим потрясением стала постановка «Вечер с Достоевским» Валерия Фокина, которую я уже видел студентом школы. «Вечер» – сценическое переложение повести Достоевского «Записки из подполья». Константин Аркадьевич играл Подпольного. Признаюсь, далеко не все я тогда понял. Но происходящее на сцене что-то со мной сделало. Я не мог проанализировать, объяснить на вербальном уровне, но после я изменился. И пожалуй, нахожусь под тем впечатлением до сих пор.
Алина Доценко
В 2017 году окончила актерский факультет Высшей школы сценических искусств (мастерская Константина Райкина). В театре «Сатирикон» с 2017 года
Учиться человеческому у Мастера
Константин Аркадьевич дал мне очень много как педагог. Но и по-человечески я учусь у него очень многому. Он мой в каком-то смысле ориентир. Что касается актерских работ, то мне очень нравится его Сганарель в «Дон Жуане» Егора Перегудова. Это так преданно, трогательно, смешно и в то же время драматично. Хотя, конечно, это просто одна из тысячи его прекрасных ролей.
Должно быть интересно в театре и в жизни
Я чувствую принадлежность к одной группе крови с Константином Аркадьевичем. Это связано с какими-то вопросами к искусству, с большим, высоким счетом в нем – мерилом прекрасного, как бы пафосно это ни звучало, с пониманием того, что хорошо и что плохо. Мне очень нравится, что Константин Аркадьевич открыт ко всему новому, свежему, современному в искусстве. Он может не понимать формы, не знать чего-то, но если он чувствует, что это талантливо, то это всегда в него попадает.
Мне кажется, что у всех райкинцев есть одно, единое ощущение и понимание энергии: что это такое, как работает, какие-то простые законы существования на сцене. История может быть рассказана как угодно – главное, чтобы было интересно. Будучи нашим педагогом, Константин Аркадьевич всегда говорил: «Да, я не понимаю, но мне очень интересно». Это и есть райкинское отношение к миру.