Гид по спектаклю: «Человек из ресторана» в театре «Сатирикон»


11 ноября 13:02
Гид по спектаклю: «Человек из ресторана» в театре «Сатирикон»
Каждый месяц мы анализируем один из спектаклей московской сцены и рассказываем, почему именно он заслуживает зрительского внимания. В сегодняшнем обзоре — пять причин посмотреть премьеру «Сатирикона» «Человек из ресторана».
Фото: театр «Сатирикон»
Психологический театр высшей пробы
Спектакль Егора Перегудова по мотивам произведения Ивана Шмелева — подарок для всех поклонников традиционного психологического театра. Нового сценического языка здесь никто не ищет, революций на сцене не устраивает. Все решено в нарочито консервативном ключе и строится на актерской игре с миллионом тщательно выстроенных деталей и видимых психологических нюансов. Артисты в спектакле чудо как хороши. Не только Райкин, но и те, кто занят в карусели эпизодов. Например, Денис Суханов сыграл сразу три крохотные, но запоминающиеся роли — директора училища, Кривого и Ивана Афанасьича.
Крепкая режиссура
Егор Перегудов — ученик Сергея Женовача. Работает молодой режиссер в основном в «Современнике». «Человек из ресторана» — его дебют в «Сатириконе». Спектакль по-хорошему старомоден — не ждите эпатажа или явных отсылок в сегодняшний день. Режиссура здесь «спрятана» (акцент, повторимся, на актерской игре). Главные приметы — строгость, интеллигентность, четкость структуры, педантичность. Всего один пример: исторический фон спектакля — начало XX века. Чтобы соблюсти на сцене все правила дореволюционного ресторанного этикета (действие происходит в ресторане), Перегудов пригласил в театр специалиста, консультировавшего труппу. Очевиден безграничный интерес режиссера к авторскому слову и немодная сегодня сосредоточенность на теме духовных исканий человека.

Константин Райкин в главной роли
Райкину-артисту покоряется любой, даже самый сложный материал — это аксиома. Увы, на сцене в последнее время его можно видеть нечасто — худрук «Сатирикона» занят режиссурой и педагогикой. С премьерой в действующем репертуаре большого артиста прибыло. К роли Лира в шекспировской драме и Подпольного («Вечер с Достоевским») добавился сентиментальный образ Скороходова — пожилого официанта, звезд с неба не хватающего, ратующего за судьбы детей и в итоге согнувшегося под ударами судьбы. Райкин играет один из хрестоматийных образов русской литературы — «маленького человека», униженного, смирившегося, жалкого, в финале обретающего смысл и стойкость в христианском смирении. Моносцены — гарантированное удовольствие для театралов. Самая сильная та, в которой герой обнаруживает обороненные пьяными купцами купюры и терзается — взять или нет, прижимает банкноты к груди, прячет в туфлю, выбрасывает — и в итоге возвращает все до копейки. Райкин делает видимой внутреннюю борьбу соблазна и совести, происходящую в его герое.
«Говорящая» сценография
На сцене — мир глазами официанта. Воссоздан быт и устройство богатого ресторана. Костюмы — юбки, шляпки, ботиночки на шнуровке, сюртуки и фраки, корсеты и соболиные накидки — шились по фотографиям той эпохи. Композитор спектакля Петр Айду реконструировал шумы и звуки начала ХХ века — в спектакле можно услышать звонок одного из первых телефонов в Москве фирмы Ericsson. Художник Владимир Арефьев придумал для спектакля треугольную выгородку из фанеры, обтянутую гороховым сукном. Ее «створки» медленно сжимаются, ближе к финалу буквально «выбрасывая» Скороходова на узкую полосу авансцены. Пространство враждебно к нему — оно выступает здесь метафорой самой жизни. Незащищенность, бессилие «маленького человека» в этом спектакле ощутимо физически.

Сокровенность и важность темы
Это трагичный и предельно серьезный разговор об устройстве человеческой души и смысле существования — без нагнетания и истерик, без навязывания каких бы то ни было истин. Спектакль Перегудова — про внутреннее благородство. Про возможное в любых, даже самых жутких, условиях душевное просветление. В сцене финального монолога Скороходова к нему приходит его «закон» — «любить, терпеть, прощать — и воздастся». К слову, и эта сцена, и сам спектакль абсолютно лишены морализаторства. В первую очередь благодаря Райкину, держащему в напряжении весь зал одной только интимной интонацией, такой редкой сегодня и в театре, и в жизни.




Возрастное ограничение: 12+
Ближайшие спектакли: 16, 17 ноября; 2, 3, 27, 28 декабря в 19:00
Театр «Сатирикон»
Билеты: от 1000 до 6000 руб.
Наталья Витвицкая
КУЛЬТУРА МОСКВЫ: Гид по спектаклю: «Человек из ресторана» в театре «Сатирикон»