Размер шрифта:
Изображения:
Цветовая схема:

Гольдони как грузин

Гольдони как грузин - фотография

В "Сатириконе" состоялась премьера спектакля по пьесе Гольдони "Синьор Тодеро-хозяин"

Cпектакль поставил живой классик Роберт Стуруа, главную роль в нем играет Константин Райкин.

Главный пунктик Тодеро — старого самодура, в страхе держащего всю семью — власть. Успехов он добивается больших: в его венецианском доме ходят на цыпочках, прыгают, как суслики, говорят шепотом и вообще еле дышат. Тодеро еще не видно, но его уже все боятся. Райкин играет чудовище, масштаб которого не скрашивает даже венецианская дымка, любовно созданная на сцене художником Георгием Алекси-Месхишвили. И как ни старался Гольдони совершить революцию в итальянской драме и переключить внимание с одного главного действующего лица на нескольких, и как ни вырисовывал Роберт Стуруа каждый характер, Константин Райкин все равно их усилия свел на нет. Ему здесь нет равных.

Тодеро решает выдать свою внучку за сына своего управляющего. Мать печется о более достойном муже для своей дочери. Комедия характеров в расцвете: отец — тиран, невестка — заступница, сын — пентюх, внучка — ангел, трепетный жених... По тем гольдоновским временам девушки воспитываются взаперти. Браки заключаются по расчету и по желанию родителей. Цензура — жесточайшая: целоваться на итальянской сцене не разрешалось. Когда Гольдони увидел французскую комедию, в которой влюбленные целовались, он не удержался и закричал "браво".

Для того чтобы прочесть своего кумира Мольера в подлиннике, Гольдони изучил французский язык. Для того чтобы насладиться спектаклем Стуруа, грузинский язык знать необязательно, но лучше помнить: где бы ни работал Роберт Стуруа, спектакли он ставит на своем языке — театральном. И потому актрисы "Сатирикона" в угоду стилю стараются играть скорее не искусных в интригах венецианских дам, а пластичных и мудрых грузинских женщин. А что недосказывают исполнители, с лихвой доигрывает музыка Гии Канчели. И под ее звуки примитивное даже для эпохи просвещения становится забавным для наших дней и отчасти даже поучительным.

Комедия только получается с натяжкой: Стуруа любит и самую смешную историю поставить с грустными глазами. В пьесах Гольдони человек совершает плохие поступки потому, что заблуждается. Стоит только раскрыть глаза ему, воззвать к голосу сердца, как он тотчас же вступит на путь добра и истины. Гольдони редко карает своих героев тяжким, хотя и заслуженным наказанием. Так и в спектакле Стуруа. Смерть Тодеро — избавление для его близких и исцеление для него самого — после чудодейственного изменения характера. Старца очаровывает венецианская вдовушка — и он в танце умирает в блаженстве, влюбленный. Все по Гольдони: если главный герой порочен, то либо он должен исправиться, либо сама комедия окажется дурным поступком...

Оригинал    

Издательство: Время МН Автор: Ирина Корнеева 19.03.2002

Спектакли