Размер шрифта:
Изображения:
Цветовая схема:

«Государь-стендап» в «Сатириконе»: об истории России в жанре кибер-панк

«Государь-стендап» в «Сатириконе»: об истории России в жанре кибер-панк - фотография

В «Сатириконе» создали спектакль, про который хочется сказать: «Уберите детей от экранов». Не только детей, но и восприимчивых к мату, черному юмору, вообще к странному юмору, КВН-овским капустникам, метаиронии, к нарушению духовных скреп, фантазиям на тему. Наверное, не надо смотреть этот спектакль, если вы Владимир Мединский, патриарх Кирилл или Владимир Путин (хотя последнему хотелось бы этот спектакль показать и посмотреть, что будет после этого: возможно эффект взорвавшейся бомбы). Но если вы не их тех, которым нужно демонстрировать табличку «сарказм», если вы умеете в пост-пост-мета-мета и любите современную культуру и обожаете пасхалки, отсылки (или в данном случае даже гиперссылки), то вам такое высказывание, не побоюсь этого слова, зайдет.

Если кратко дать фабулу: сначала вас встретит с розовыми волосами робот-девица Марфуша из будущего и предложит отправиться в путешествие по страницам русской истории. Алина Доценко настолько выразительна и пластична в этой роли, что хочется даже пошутить в духе настроения спектакля: «А ваши мама и папа точно не роботы?» Она (из будущего) соединит нас с нашим прошлым, как бы ни звучало это парадоксально, с помощью трактатов о государстве Макиавелли и Платона.

Это все безумие придумал сам режиссер Александр Локтионов, который говорит о спектакле так: «Структура шоу, свидетелями которого станут зрители, – это путешествие во времени. Есть эпизоды, в которых мы фантазируем о будущем, путешествуем в прошлое, где со стендапом выступают Иван Грозный и Пётр Первый. Именно такой подход, как в научной фантастике, создает условность, необходимую для театра, и открывает как нашу, так и зрительскую фантазию, а также даёт возможность шутить, что тоже очень важно для этого спектакля. Мы говорим о сложном с юмором и пробуем, веселясь, подумать о важном».

Есть вот, например, Даниил Пугаев, для которого этот спектакль – совершенно отважная (и весьма удачная!) попытка сыграть много разных ролей и показать себя со всех сторон. Иван Грозный, не любящий чеснок, Петр Первый, с удовольствием поедающий картошку из «Вкусно и точка», Иосиф Сталин, предстающий владельцем самой успешной корпорации – эдакий Стив Джобс в черной водолазке, в конце концов, Президент из будущего: тут так много смыслов, аллюзий, постмодернистской гипертекстуальности, в основе которой лежит современная поп-культура.

И главное, их всего четверо: у нас еще великолепные Илья Денискин и Ярослав Медведев, которые чего только не вытворяют. Хотите межгалактическую посиделку с бардовскими песнями? Велком! Рэп о том, как устроена экономика? Да пожалуйста! Дип-хаус о всей русской истории? Почему бы и нет! Hotel California на балалайке? Легко! Такое бодрое высказывание напоминает времена первого выпуска ВШСИ с их таких же дерзким «Непушкиным», например, правда еще глубже, еще тоньше, даже можно сказать, острее.

Несмотря на весь этот налет пелевинско-сорокинскости, получился очень пронзительный, философский спектакль. В середине его вообще даже нашлось место для трогательной новой притче о Боге. Как говорится, устами младенца глаголет истина, а мы все когда-то уже успели превратиться в телевизоры, которые присутствуют на сцене как символ влияния на массы.

А что еще? Все это правда очень симпатично, музыкально, местами смешно, местами грустно, и просто, говоря словами великих, «это было не просто смело, это было … как смело!» Но главное, это про нас с вами — и черт с ними.

Оригинал.

Издательство: Musecube Автор: Юлия Зу 24.02.2024

Спектакли