Размер шрифта:
Изображения:
Цветовая схема:

Каким спектаклем Константин Райкин откроет новый сезон в «Сатириконе»

Каким спектаклем Константин Райкин откроет новый сезон в «Сатириконе» - фотография

В "Сатириконе" юбилейный 85-й сезон откроют премьерой "Четырех тиранов" - новый спектакль Константина Райкина зрителям представят 8, 9 и 10 сентября на сцене Дворца на Яузе. В основе постановки - пьеса "Самодуры" Карло Гольдони. Надо сказать, итальянский классик стал практически "родным" для театра автором - это уже пятое обращение "Сатирикона" к его драматургии.

Сейчас в "Сатириконе" полным ходом идут репетиции - до премьеры еще больше месяца, но и спектакль рождается сложный и необычный. Представьте себе: сцены у артистов как таковой нет - разыгрывается действо прямо вокруг оркестра. Посреди музыкантов, инструментов, пюпитров и, конечно, в сопровождении живого аккомпанемента (звучат напряженные вариации Вивальди). Ни тебе ярких венецианских декораций, ни даже реквизита - точнее, в реквизит легким движением руки превращается все окружающее: из скрипки, как из бутылки, можно налить себе сто грамм; скрипочку поменьше, как рыбку, тут же "почистить" смычком и "приготовить" - подавать на тарелке от барабанной установки; нотными листами герои смело пользуются, чтобы вытереть слезы или промакнуть губы после ужина; громоздкий чехол от контрабаса - он же шкаф, он же туалет, он же…

Словом, режиссер помещает нас в постоянно меняющееся пространство, где все может принимать образ всего. Чем, собственно, не настроение карнавала? Но и эти бесконечные метаморфозы, и то, что артисты лишены "воздуха" на сцене и вынуждены постоянно перемещаться (даже - умещаться) среди оркестровых рядов - образ борьбы, вечного противостояния одного другому.

- Пьеса Гольдони только на первый взгляд житейская. В этом сюжете рождается множество мыслей о противостоянии материальных и духовных ценностей, об их постоянной конфронтации что в жизни отдельной семьи, что в жизни целого общества, - замечает художественный руководитель "Сатирикона", режиссер Константин Райкин. - Мы попытались вывести сюжет в метафорическую, философскую плоскость, попытались соединить в гармонии материальное и духовное, - собственно, об этом пьеса и наш спектакль. Одно невозможно без другого.

Итак, купец Лунардо - в нашем случае заросший мужлан в трениках и майке - намерен выдать замуж свою дочь Лучетту. Это решение, впрочем, как и все остальные, не обсуждается ("кто главный в доме?"): супруге - велика честь! - можно ничего не объяснять, дочери - тем более. Так же ведет себя отец жениха Маурицио. Его Филипетто - забитый юноша, которому ничего не разрешается. Даже увидеть свою невесту до свадьбы. Разрешить эту несправедливость берутся жены самодуров - они тайком устраивают свидание будущих молодоженов, подговорив жениха проникнуть в дом Лунардо в женском платье и маске - карнавал же! Но обман вскрывается, и мужья приходят в ярость. "Пробить" глав семейств не может ни романтика, ни уговоры - отступиться от своих кондовых правил они не могут. Тем более - друг перед другом.

По словам Константина Райкина, Карло Гольдони - великий драматург, а потому безошибочно попадает в сутевые проблемы бытия:

- Возникают очень прозрачные ассоциации с целым рядом проблем сегодняшнего дня. Дело в том, что люди остаются столь же ужасными и прекрасными, какими были всегда. Остались жадность, коварство, но остались и честность, доброта. Старое и новое, прошлое и будущее. И - непрекращающаяся борьба между ними. Главное, все это расшифровать, - уверен режиссер.

В спектакле занят замечательный актерский состав. Предприимчивую Феличе играет Агриппина Стеклова - ее героиня единственная ходит в мехах и кружевах, бывает в театре и на карнавале, в то время как прочие жены всего этого лишены - как неразумных развлечений. Ее муж Канчано в исполнении Дениса Суханова нервно пытается взять жену под контроль, но - с переменным успехом. Жену Лунардо Маргариту играет Алена Разживина, сообщая своей героине легкость, женственность, наивность, которые никак не стыкуются с "железным" укладом жизни в ее доме. Спектакль, вслед за пьесой, представляет целую галерею живых, узнаваемых человеческих характеров.

- Роль Лунардо для меня необычная, - рассказывает актер Алексей Бардуков. - В ней нужно больше злости, нужно постоянно "утяжелять" себя - это непросто. Мерзавец ли мой персонаж? За каждым героем - своя правда, я сам знаю людей, которые крепко держатся за свои привычки, устои, и по-другому не могут. В спектакле, конечно, мы все это еще преувеличили.

Достучаться до самодуров сможет все та же Феличе с ее горячим монологом во втором акте: "Если вы хотите жить спокойно, жить в мире с женами, будьте людьми, а не дикарями, приказывайте, но не тираньте. А если хотите, чтобы вас любили, любите и вы!" Свадьба молодых в итоге состоится. И только тут - в самом конце - мы, наконец, увидим венецианские декорации.

Кстати

Сегодня "Сатирикон" в пятый раз обращается к пьесам Гольдони.

В театре уже были поставлены спектакли "Хозяйка гостиницы" (реж. А. Горбань, 1994), "Кьоджинские перепалки" (реж. К. Райкин, 1997), "Синьор Тодеро хозяин" (реж. Р. Стуруа, 2002), "Случай" (реж. М. Брусникина, 2006).

Оригинал

Издательство: Российская газета Автор: Инга Бугулова 01.08.2023

Спектакли