«Ковчег 2»: алло, Боже?
Гоша Мнацаканов поставил в «Сатириконе» футуристическую притчу о последних днях на земле
Эту премьеру в «Сатириконе» ждали. Гоша Мнацаканов после успешной хармсовской «Елизаветы БАМ» долгое время ничего не ставил. Спектакль про постапокалипсис на Земле – его убедительный дебют на большой сцене. Авторский текст, узнаваемая «режиссура шуток», крутой саундтрек, впечатляющая сценография – в ход пошли все козыри разом. И пусть главный посыл нового блокбастера наивен до инфантильности («человеку нужен человек»), смотреть историю о вселенском одиночестве, заканчивающемся хеппи-эндом, хочется безоговорочно. Искренний и умный позитив вкупе со светлой надеждой – в театре, действительно, редкость.Жанр своей новой работы Мнацаканов, выпускник мастерской Сергея Женовача в ГИТИСе, определил как притчу, которая всегда предполагает мораль в иносказательной форме. Фантастическое действо происходит на земле после апокалипсиса. Выживших немного, но и тех должна забрать одна-единственная ракета, улетающая на Марс. Кто эти выжившие? «Униженные и оскорбленные» в современном прочтении – мизантропически настроенный главный герой Вася Мухин, грустный милиционер, странная парочка – жена-красавица и нелепый муж-коротышка, армянин, угощающий всех жареными крысами и тоскующий по погибшей девушке Нине, которая оставила ему часы на память. По идее, все должны быть осчастливлены вторым шансом на жизнь, но и после техногенной катастрофы все страдают исключительно по любви. Даже парам в Гошиной пьесе до гармонии так же далеко, как до Марса, на который они все так стремятся. Вася тоже будет один, пока не встретит свою Еву в красном берете. Она едва не опоздает на рейс, он влюбится и попытается остаться с ней вдвоем на Земле. Она не останется. Но ему приснится, что было бы, если бы... Все вышеописанное Мнацаканов рассказывает зрителю скетчами, анекдотами (с бородой и без), аллюзиями на любимую классику (Ева и Вася общаются цитатами из Чехова и Шекспира). Шутки, гэги, приколы льются безостановочно на ошалевшую от такого количества разнообразного юмора публику. Она как заведенная аплодирует почти каждой реплике и хохочет в голос. Некоторая аморфность структуры и явная избыточность при этом в спектакле все же присутствуют, но это с лихвой окупается неподдельным и видимым драйвом.
Молодежь театра «Сатирикон» доказывает высочайший актерский класс. Илья Рогов в роли уставшего от людей и их бесконечных проблем Васи искренен и трогателен, его заблуждения переживаешь как свои. Его приснившейся семейной жизни с ее счастливым упоением в начале и мелкими дрязгами в конце, сочувствуешь. В его философию («апокалипсис – это когда любви нет») веришь. Рогов держит на себе сюжет и смыслы, укрощая буйную режиссерскую фантазию. Ева Софьи Щербаковой своенравна, нежна и притягательна. Их пара с Васей органична, перебора с красками нет, несмотря на то что существовать артистам приходится на тонкой грани театра психологического и фантазийного.
Остальные герои утопического сюра вроде милиционера-пофигиста Ильи Гененфельда или роботоподобных красоток в рыжих париках Аделаиды и Андромеды (Екатерина Вьюхина и Полина Райкина соответственно), армянина-шашлычника (Арсен Ханджян), чудаковатого Персея Ивановича (Алина Доценко) и всех-всех-всех, играют размашисто, ярко, нарочито. Перед ними явно стояла задача сыграть ожившие карикатуры, и она выполнена блистательно. Каждый получает в спектакле Мнацаканова свою минуту славы. Отдельно стоит отметить искрометный дуэт Полины Райкиной и Доценко. Их героини несуразны в своем чувстве, нелепы, смешны, но оторваться от них совершенно невозможно.
Как невозможно оторваться от выдуманного художницей Варварой Маценовой мира на сцене. Сценографии такого размаха «Сатирикон» себе ранее не позволял. Впрочем, и Мнацаканов ранее не работал с соавторами. Глухая стена, кровавое солнце, ракета в натуральную величину и засохшая яблоня рядом с маленьким домом влюбленных. Ракета взлетает в финале первого акта – вся в дыму и со страшным грохотом, оставляя за собой роскошный пламенный хвост. Настоящий апофеоз хит-парада визуальных аттракционов. Впечатляет и то, как милиционер срывает с себя погоны, и следом на небосводе загораются звезды, и как убегает молоко (на самом деле актриса в белом одеяле), и как герои звонят Богу по телефону. Замечательный дом Васи и Евы, с плюшевым котом на стене («щель закрывать»), с плитой, диваном и гиперреальными повседневными мелочами квартирной жизни. Они выдуманы с огромной любовью и точно так же с любовью обжиты актерами.
Но самое замечательное во всей этой истории – ее открытый финал. Да, Васе все привиделось, но ведь Ева еще может прилететь к нему обратно и уже по-настоящему, а не во сне, начать поливать его засохшую яблоню водой, а не бензином. Скрытая за фасадом шуток философия до боли проста: остаться – всегда сознательный выбор. Как и простить, и измениться, и не дать увянуть своей яблоне (любви, дому, планете).