Размер шрифта:
Изображения:
Цветовая схема:

Плоский Островский

Плоский Островский - фотография

"Сатирикон" втиснул три комедии в одного "Бальзаминова"

На московской сцене начался очередной бум Островского. Правда, спросом пользуются пока только комедии классика. Первой в череде "островских" премьер стал "Бальзаминов" в театре Константина Райкина. На спектакле побывала Алла Шендерова.

"Бальзаминов" – это три комедии ("Праздничный сон до обеда", "Свои собаки грызутся, чужая не приставай!", "За чем пойдешь, то и найдешь"), объединенные в один музыкальный спектакль. Режиссер Марина Брусникина поставила его в "Сатириконе" со своими бывшими студентами. Два года назад Константин Райкин, художественный руководитель этого курса в Школе-студии МХТ, сделал с ними спектакль "Страна любви" – музыкальную версию "Снегурочки" Островского, после чего весь курс влился в труппу его театра.

В "Снегурочке" неплохо пели, пружинисто двигались и компенсировали недостаток драматизма энергией юности. Так что выбор Марины Брусникиной вполне логичен – она решила подарить молодым актерам, вернее актрисам, еще одну яркую, простодушно-веселую постановку о незадачливом женихе, тоскующих, в три обхвата, вдовушках и вороватых свахах. Мол, когда еще им доведется надеть яркие сарафаны с оборками, нацепить пышные турнюры, накладные косы и походить этакими павами?

Художник Борис Валуев заключил сцену в широкую деревянную раму. Из-под рамы пробиваются ветки с наливными яблочками, а задник переливается то ярко-голубым, то ярко-лиловым. Словом, перед нами ожившая лубочная картинка, по которой должны проплывать обитательницы Замоскворечья, радуя зрительский глаз. Все, казалось бы, продумано. Но, появляясь на сцене, актрисы не стилизуют жеманных пав, а двигаются современно и резко, кричат и машут юбками, как в дешевом кафешантане. Лица у них все еще по-детски забавные, но студенческий задор сменился вульгарной самоуверенностью. Не успев стать профессионалами, они вовсю пользуются профессиональными штампами. На этом фоне выгодно выделяются три нынешние студентки школы-студии, введенные госпожой Брусникиной в спектакль,– они пока еще не любуются собой, а четко выполняют режиссерскую волю, упиваясь каждым мигом пребывания на сцене.

Мужских ролей в спектакле три. Сергей Кузькин играет пудового купчину по фамилии Неуеденов, а Сергей Сотников – соперника Бальзаминова, щелкопера по фамилии Устрашимов. Оба пользуются одной-двумя актерскими красками и безбожно переигрывают. Более объемный образ создает Александр Гунькин, играющий Бальзаминова трогательным косолапым увальнем. Но и он тяготеет к стилю телепередачи "Аншлаг". Ничего другого ему, собственно, и не остается. Три пьесы втиснуты в одну – тут уж не до переживаний героя. Тем более что почти каждая реплика отбивается зычными частушками. Поют, кстати, неплохо. Больше всех запоминается Елизавета Мартинес – чернокожая студентка школы-студии, одетая в голубой сарафан и старательно выводящая: "Ой, бяда-бяда-бяда, В огороде лебяда, А я молодешенька, Сижу все оденешенька..."

Оригинал

Издательство: Коммерсант Автор: Алла Шендерова 11.02.2007

Спектакли