Размер шрифта:
Изображения:
Цветовая схема:

ПОЛЕТ ПАПЫ - ПИТЕРА ПЕНА

ПОЛЕТ ПАПЫ - ПИТЕРА ПЕНА - фотография

Один из популярнейших персонажей детской литературы XX века Пи́тер Пэн — герой сказочных повестей шотландского писателя Джеймса Барри - не дает покоя современным авторам. Что-то в этом мальчике, который не хочет взрослеть, вечно остается юным, что заметно по ослепительно белым молочным зубам, есть такое, что не исчезает и востребовано в наши времена.

Истории о Питере Пэне неоднократно экранизировались. Известен мультфильм 1953 года Уолта Диснея, фильм 1991 года «Капитан Крюк». В1987 году двухсерийный фильм «Питер Пен» вышел на киностудии «Беларусьфильм», премьера состоялась в первый день Нового 1988 года по первой общесоюзной телепрограмме СССР.

И вот новый подход уже театральный, который можно увидеть на сцене Учебного театра Высшей школы сценических искусств (г. Москва, ул. Шереметьевская, 6, корпус 2). «Мой папа – Питер Пэн».

В уютном небольшом зале сцена занимает одну треть пространства и кажется огромной. Действие приближено настолько, что, кажется, ты втянут в него. Гипертрофированы и декорации - цвета в стиле Малевича, желтый, красный, но господствует желтый. Солнечный цвет всюду – на стенах, костюмах артистов, даже пианино - желтое… Необычность пространства сцены, её звуки и мизансцены, как бы готовят восприятие к чему-то неожиданному. То неровно мигает свет плафонов на потолке, то заедают двери лифта, то персонажи начинают двигаться, как роботы. Театральный язык, который выбрали авторы, хорошо знаком и понятен, потому что высказывание, сделанное в нем, окажется поэтичным и глубоким.

Автор пьесы Керен Климовски – драматург, прозаик, переводчик, сооснователь Театра КЕФ, проживающая в Швеции, совершенно неожиданно переосмыслила исходный сюжет. Сын Питера на сцене присутствует в двух лицах - маленьким мальчиком в костюме новогоднего зайчика и уже взрослым молодым человеком. Это сразу позволяет вести сюжет из двух времен - прошлого и настоящего. А настоящее хорошо знакомо нашему зрителю. Папа Питера – обаятельный творческий человек – артист, но в силу неудачных обстоятельств, почему-то остается безработным. А сниматься в унижающих его достоинство рекламах он не хочет. Отсюда отсутствие денег, невозможность купить продукты, игрушки... Отсюда и скандалы в семье, которые он разглаживает обаянием общения и очаровательными историями своих фантастических полётов и приключений. А еще папа открывает своему сыну тайну: что он и есть тот самый Питер Пэн из их любимой детской сказки - тот самый вечный мальчишка, умеющий летать. Именно поэтому он иногда опаздывает и не успевает забрать сына из школы.

При всей условности повествования в спектакле четко видны характеры всех персонажей. Строгая учительница – Анастасия Лёвина, влюбляющаяся в папу Питера. Задумчиво печальный взрослый сын Питера – Константин Новичков. Темпераментно и вдохновенно играет папу – Илья Рогов. Но особенно трогательную ноту во всю партитуру театрального действия вносит пластичная манера игры маленького Питера – Алины Доценко. Ей удалось даже вовлечь в действие сидящего в зале пожилого мужчину, подняв его с кресла и пригласив подойти к сцене, где она угостила его эликсиром от страха и стеснения. Мужчину я поздравил с дебютом. А сам подумал, что такая раскованная атмосфера спектакля еще больше сближает зрителя с происходящим и дорогого стоит.

Ведь одна из главных тем пьесы - как сохранить полёт творческого воображения и свободы, передать умение летать другим людям. Недаром именно в эти моменты авторского утверждения с неба театра плавно поплыли радужные мыльные пузыри, прикасаясь к одеждам они лопались, но на их место садились новые. Кто-то из зрителей в порыве чувств зааплодировал в это мгновенье. И зал был готов поддержать. Но действие поспешило дальше.

Одно из замечаний, которое следует сделать. Иногда форма преобладала над содержанием. Не все танцы были понятны и гармонично вписаны в ткань действия и потому казались какими-то рекламными вставками, хотя сами танцы безусловно хорошо поставлены, исполнены, интересны по композиции и оригинальным движениям.

Это второе в сезоне обращение театра к новой драматургии и вновь на подростковую тему. На этот раз на малой сцене «Сатирикона» спектакль выпустила молодая команда постановщиков и артистов. Режиссёр – Надя Кубайлат. Художник – Денис Сазонов. Хореограф – Александр Николаев. В спектакле заняты актеры: Константин Новичков, Алина Доценко, Илья Рогов, Анастасия Самылова, Анастасия Лёвина и Ярослав Медведев.

Борис Примочкин, Наталья Ковалева


Наша справка.

Надя Кубайлат – театральный режиссёр, окончила режиссёрский факультет ГИТИСа, мастерскую проф. С. В. Женовача в 2018 году. Ставила спектакли в «307 студии» (Москва) и «Пятом театре» (Омск).
Денис Сазонов – художник-постановщик, окончил курс Дмитрия Крымова и Евгения Каменьковича на режиссёрском факультете ГИТИСа в 2016 году, работал в Театре Вахтангова, Театре Наций, Мастерской П. Фоменко и Театре «Глобус» (Новосибирск).
Пьеса «Мой Папа – Питер Пэн» (2018) – победитель драматургического конкурса РАМТа «В поисках новой пьесы» (1-е место) и драматургического конкурса «Маленькая Ремарка» (3-е место).
Автор пьесы - Керен Климовски Родилась в 1985 г. в Москве, в семье поэтессы Светланы Аксеновой-Штейнгруд и режиссёра, прозаика и переводчика Вадима Климовского. В возрасте пяти лет с семьёй репатриировалась в Израиль. С седьмого по двенадцатый класс жила в Минске, а потом в Санкт-Петербурге, где училась в англо-американской школе. В 2008 г. закончила одновременно два факультета университета Браун (США): театральный и сравнительной литературы (английской, русской, французской). В апреле 2014 г. защитила докторскую диссертацию на кафедре славистики того же университета. Училась у мастеров американской школы драматургии: Бонни Мецгар, Аиши Рахман и Полы Вогел. Живет в г. Мальме (Швеция). В 2012 г. вместе с музыкантом, композитором и актером Элиасом Файнгершом основала Театр КЕФ.

Оригинал


Издательство: Интернет-журнал "Мир-информ" Автор: Борис Примочкин, Наталья Ковалева 30.07.2019

Спектакли