Размер шрифта:
Изображения:
Цветовая схема:

Шекспир для офисного пользователя

Шекспир для офисного пользователя - фотография
Алексей Филиппов

Шекспир для офисного пользователя

Постановка Юрия Бутусова будет интересна и тем, кто никогда не читал "Короля Лира"

Петербургского режиссера Юрия Бутусова московские театры любят: "Макбетт" Ионеско и "Ричард III" Шекспира в "Сатириконе", "Гамлет" в МХТ имени Чехова, сатириконовский же "Король Лир" - список более чем внушительный. А вот московские критики Бутусова недолюбливают. И, кажется, именно за то, что привлекает театры, приглашающие режиссера на постановки.

Бутусов умеет рассказать классическую пьесу просто, свежо, увлекательно - как сегодняшнюю историю. Что-то он упрощает, что-то сглаживает, его трактовки могут казаться грубоватыми. При этом в его работах есть одно жизненно важное для сегодняшнего анемичного театра качество: Бутусов возвращает измученной многочисленными трактовками, замусоленной интерпретациями пьесе нерв и драйв. Иначе говоря, он ставит "Лира" так, словно это происходит в первый раз, и при этом не впадает в банальность.

На фоне того, что выходило в Москве в течение нескольких последних лет, бутусовский "Лир" - выдающийся спектакль. И дело не только в том, что Константин Райкин, исполняющий заглавную роль, сыграл здесь одну из своих лучших ролей. Классическая, покрытая академической пылью история обжигает сегодняшний, сборный, далеко не всегда интеллигентный зрительный зал. Новой офисной публикой такая режиссура востребована. Хорошо это или плохо, ведь ей по вкусу и разнообразная пошлость, щедро покрывающая сегодняшнюю сцену? Но это все же совершенно разные вещи, Бутусов добивается успеха культурными средствами.

В основе его "Лира" лежит простая мысль: основа всех зол - упрямство и душевная глухота, нежелание понять другого человека. Казалось бы, незатейливо, но маленький, неистовый, гордый до безумия, простодушный, словно ребенок, Лир Райкина возводит ее в квадрат. Он может все - и раздать свои земли дочерям, и с криком "Я - король!" прыгнуть на стол и спустить штаны в замке старшей дочки Гонерильи. Та попробует пристроить их на место, но папа немедленно спускает брюки вновь. Лир нравен и не собирается уступать - да и дочери у него точно такие же.

Семья разрушается от нежелания идти на уступки, любовь здесь не спасает - такая вот, вполне себе современная история. Отец уперся: скажи, как ты меня любишь, дочка уперлась: не скажу. И - конец отношениям. Другая дочка брякнула: пусть в отцовской свите будет не сто, а пятьдесят рыцарей, отец вышел из себя... И пошло-поехало, началась трагедия. В подобном пересказе все это банально до пошлости, дело в исполнительских и режиссерских обертонах. В искреннем недоумении Лира-Райкина, не понимающего, как ему - ЕМУ! - можно противоречить. В надменном упорстве Гонерильи (Марина Дровосекова), точно знающей, как должны жить другие. В мелком, трусливом злодействе Реганы (Агриппина Стеклова) - та бы и рада удружить отцу, но так ей удобнее, к тому же она сильно побаивается садиста-мужа (Константин Третьяков) и старшей сестры. Самолюбие и нежелание уступить движут миром, и комической тенью Лира стал его верный слуга, правдолюбец Кент (Тимофей Трибунцев), изгнанный старым королем, но сменивший обличье и вновь поступивший к нему на службу.

Режиссер переакцентировал пьесу: в спектакле не Кент бьет подлеца Освальда - подлец лупит слабосильного Кента. А тот, полуголый, избитый, униженный, закованный в колодки, все грозится окончательно разделаться с негодяем. Это очень смешно и чрезвычайно печально - убежденный в своей правоте человек видит мир таким, каким хочет его видеть, прозреть ему не помогают и тумаки.

А еще здесь есть множество резких, броских и не всегда внятных режиссерских находок. Понятно, почему в спектакле слаб Кент, неясно, чего ради шекспировский шут стал женщиной, эту мысль Бутусов объяснить не потрудился. Спектакль резок, порой чрезмерно агрессивен, полутонов здесь нет, режиссер пользуется бьющими в глаза, нарочито грубыми красками. На первом плане - фигура Лира, остальные роли (а в спектакле заняты прекрасные артисты) даны лишь абрисом. Но я не уверен в том, что это недостаток постановки: Юрий Бутусов создал цельное произведение, принимать или не принимать его нужно также - целиком. Я спектакль принимаю.

Хотя бы ради изумительной последней сцены, где Лир все пытается усадить за фортепиано своих мертвых дочерей, а они сползают по клавиатуре и падают, падают, падают со стульев. Гонор и упрямство сделали свое дело, рухнула семья, кончилась и жизнь - и это уже не склеишь.

Источник http://www.smotr.ru/2006/2006_scon_lear.htm
Издательство: Русский курьер Автор: Алексей Филиппов 16.10.2006

Спектакли