Размер шрифта:
Изображения:
Цветовая схема:

Шекспирова дочь

Шекспирова   дочь - фотография

К юбилею Агриппины Стекловой

Агриппина Стеклова – поколенческий центр внушительной актерской династии. Москвичи с ходу назовут ее отца Владимира Стеклова и, чуть подумав, сына Данила Стеклова, который тоже прокладывает свой отдельный путь, играет в МХТ им. Чехова (не с родителями), выступает с литературными прог­раммами. А старожилы-театралы Краснодара, Симферополя, Астрахани, Гродно вспомнят ее дедушку и бабушку по материнской линии – Михаила Мощенского и Елену Домашову. Разъезжая с родителями «из Керчи в Вологду», стала актрисой и их дочь, Людмила Мощенская. К слову, первым Владимира Стеклова увидел и оценил именно Михаил Иванович – в кинотеатре перед сеансом молодые актеры читали стихи, и будущий зять его просто потряс: не выговаривая половины букв, он брал огненной энергией и шевелюрой.

Все самое главное в жизни Агриппина Стеклова сделала рано. Рано, в девятнадцать, стала матерью. Рано, в двенадцать, вышла на сцену (в роли дочери Шекспира – Сергея Шакурова в спектакле Владимира Портнова «Быть или не быть») и в шестнадцать снялась в кино (фильм «Транти-Ванти»).
Так же рано, хоть и не без колебаний, решила связать со сценой свою судьбу. Выбрала Марка Захарова и его мастерскую в ГИТИСе. Мастерская была режиссерской, и один из однокашников, Виктор Шамиров подтолкнул судьбу Агриппины в нужном направлении, поставив «Дульсинею Тобосскую» по пьесе Володина.

Спектакль имел успех, представлял ГИТИС на студенческих фестивалях, а Агриппина – Дульсинея получила свой первый приз за лучшую женскую роль. Крестьянка Альдонса, крепкая, земная, недоверчивая и несентиментальная, не лезущая в карман за словом, равнодушная к себе и другим, узнав о любви почившего Дон Кихота и точно взглянув на себя со стороны его глазами, превращалась в свободную женщину, рожденную для любви, жертвенности, великой миссии, но только не для прозябания рядом с нелюбимым и ревнивым мужем. Стеклова играла это преображение так самозабвенно, что сразу произвела впечатление на Константина Райкина, и он пригласил ее в свою труппу. Театральная легенда гласит, что ее будущий муж и член худсовета (были такие) Владимир Большов почему-то выступил против ее приглашения, не зная еще, что скоро они заживут одной семьей.

Закономерный период массовок пролетел для Агриппины стремительно. Как-то сразу стало понятно, что она должна занять свое отдельное место в труппе. Ее талант (как и ее рыжая шевелюра – слишком яркая, неудобная для жизни, заметная отовсюду) требовал отдельного замысла. Агриппина Стеклова – та актриса, которая становится его причиной.

Первой ее ролью стала роль Мадонны Либеры, статной, властной, простодушной, взрывоопасной жены рыбака в «Кьоджинских перепалках» – сумасшедшей по энергетике и драйву комедии Карла Гольдони, ставшей презентацией новой молодежи театра.

Совершенно очевидно, что мимо такой актрисы не мог пройти Юрий Бутусов. В его «Макбетте» в «Сатириконе» Агриппина играла одну из ведьм, которая увлеклась людьми и подалась к ним, меняя обличья – то леди Дункан, то леди Макбетт. Она каталась на шаре, болтала по-немецки, двигалась на манер сломанной куклы – всем актерам Бутусов придумал острейшие рисунки роли. А в Агриппине Стекловой открыл одну из основных ее актерских тем: коварные королевы, веселые ведьмы, хитрые деловитые служанки, вертящие господами, – ведущие коварной и захватывающей игры не на жизнь, а на смерть. В трагедии, фарсе, гиньоле, клоунаде и прочих жанрах, равноудаленных от психологического реализма, Стеклова чувствует себя как рыба в воде. Тема продолжилась в шекспировских героинях – королеве Елизавете из «Ричарда III» и особенно Регане из «Короля Лира».

Роль Реганы, одна из лучших в ее репертуаре, досталась актрисе, можно сказать, «в нагрузку»: месяц она репетировала Гонерилью – роль, которую, кажется, Шекспир с нее и писал, – как вдруг Бутусов, ломающий любую предопределенность, отобрал ее у актрисы, предложив попробовать Регану. Среднюю сестру, что вечно тянется за старшей и никогда не будет любима, как младшая, всегда ведомую, падкую на зло от нехватки любви, опьяненную чужой кровью – иллюзией собственного права на власть. Одна из самых запоминающихся сцен спектакля – танец обезумевшей Реганы с обмякшим манекеном вместо убитого мужа – еще одна ниточка, которая связывает спектакли Юрия Бутусова в одну впечатляющую мегапостановку: с этим манекеном родилось немало этюдов, которые так и не вошли в «Макбетт».

Венцом их совместной работы стала роль Нины Заречной в «Чайке», ставшей гимном театру – чудовищу, пожирающему людей, их души и возможность счастья, давая взамен знание того, что не знает никто другой. «Люди, львы, орлы и куропатки» здесь формула этого тайного знания – именно так звучит она в исполнении Нины. Сияя от счастья, она идет на съеденье этому чудищу, не замечая ничего вокруг, даже душевной гибели Треплева. Ни одна Заречная, кажется, еще не выносила такого беспощадного приговора театру, как героиня Стекловой – постаревшая, подурневшая, с фанатичным блеском в глазах, надорвавшаяся под своим крестом.

От худрука «Сатирикона» ей достались роли, гораздо более близкие к психологическому театру, которому здесь, кажется, все чаще отдают должное, какие бы яркие формы он ни принимал. Несчастная жена обезумевшего скряги Крутицкого Анна Тихоновна из спектак­ля «Деньги» (даже Островский оставил ей «человеческое» имя в обществе всевозможных Истукариев Лупычей), мудрая миссис Хиггинс (в стилизованном под немое кино «Лондон Шоу») и, наконец, Мать в спектакле «Все оттенки голубого» – выгоревшая душа, раба и своей матери-вампирши, и мужа-вояки, и любых предрассудков, потерявшая даже материнский инстинкт и готовая отдать своего сына на любые эксперименты.

Агриппина Стеклова сыграла около 50 ролей в кино, спектакли в Теат­ре им. Ермоловой, Театре на Малой Бронной, Театре Наций, в антрепризе и телепроектах (от участия в программе «Форт Боярд» до ведущей передачи «Сценограмма») – она не отказывала себе ни в чем в профессии и за ее пределами. Ее и театр «Сатирикон» уже невозможно представить друг без друга. Сегодня актрису можно увидеть только в двух ролях: миссис Хиггинс в «Лондон Шоу» Константина Райкина и Эльвиры в «Дон Жуане» Егора Перегудова – бывшей монашки и жены на сутки, которые, как она понимает, были главными в ее жизни. Всего несколько сцен, где ей достается и яркая эксцентрика, и высокая поэзия. Она – то «золото», которое, по меткому определению Константина Райкина, он «намывает», пропуская через эту сцену многих молодых.

В этом сезоне мы увидим Агриппину Стеклову в новом спектакле Константина Райкина «Четыре тирана» по пьесе судьбоносного для «Сатирикона» и для самой Агриппины Карло Гольдони, где она сыграет роль хитромудрой итальянской кумушки, в руках которой – все нити интриг и судеб.

Оригинал

Издательство: Театральная афиша столицы, февраль 2023 Автор: Ольга Фукс 14.02.2023

Спектакли