Размер шрифта:
Изображения:
Цветовая схема:

«Сирано де Бержерак»: новый герой нашего времени

«Сирано де Бержерак»: новый герой нашего времени - фотография

Константин Райкин поставил пьесу Ростана как современную трагедию о лишнем человеке

Художественный руководитель театра «Сатирикон» Константин Райкин очень любит знаменитую пьесу Эдмона Ростана «Сирано де Бержерак», а роль Сирано справедливо считает «одной из лучших на свете». Когда-то Райкин сам ее играл в спектакле Леонида Трушкина. Спустя 30 лет французская пьеса стала основой его собственного режиссерского сочинения. Для поклонников сочной театральности и нарочитого актерства новый «Сирано» – безоговорочный хит.
Райкин впервые поставил спектакль в тесном сотрудничестве с актерами своего театра. Решение смелое, но оправданное. Как результат – ничем не замутненная страсть и драйв, с которыми работают артисты. Во время репетиционного процесса они не просто выполняли режиссерские задачи, но вместе с худруком искали трактовки, проверяли разные версии, бесконечно искали нового, откликающегося именно сегодня героя. Кто он, Сирано нашего времени? Одиночка, всегда и во всем верный самому себе. Плывущий против течения и не терпящий зла и лицемерия. Человек, запретивший себе счастье и терпящий поражение в схватке с жизнью, которое оказывается чище и нравственнее победы. Отнюдь не случайно в спектакле звучит музыка Эминема. Рэпер-бунтарь, а вместе с ним Серж Генсбур, Лермонтов, Пастернак, Высоцкий. Именно они вдохновили команду создателей сатириконовского «Сирано», это указано в программке к спектаклю. Перпендикулярность прожитых ими судеб судьбам «обычных» людей явлена в собирательном образе современного Сирано.

Действие лишено явных примет времени – спектакль начинается как читка в условном театре. На наших глазах артисты играют с текстами двух знаменитых переводов пьесы Ростана (Владимира Соловьева и Татьяны Щепкиной-Куперник), современными репликами и рэп-речитативами. Восемь человек сидят за столом и «читают» пьесу, попутно комментируя незнакомые современному зрителю имена и исторические факты (вроде того, что Сирано был реально существующим человеком и умер в возрасте 36 лет). Довольно быстро они переходят к поединкам на шпагах и демонстрируют виртуозное владение предметом. Сценические схватки выглядят не просто убедительно, а блистательно.

Так же лихо актеры обращаются с бумажными ростовыми куклами, заменяющими «неважных» персонажей (мушкетеры, гвардейцы, маркизы, поварята). На сцене много бумаги. Груды скомканных белых листов, исписанных и пустых, бумажные рулоны и картонные декорации с обозначениями, написанными от руки («кондитерская Рагно» и др.). Художник Дмитрий Разумов сделал ставку на литературность: Сирано – поэт-экстремал, а значит, перо и бумага для него такое же оружие, как клинок и шпага.

Предельная условность сценографии и костюмов (на то, что все происходит «здесь и сейчас», намекает разве что толстовка Сирано и кожаные ботфорты Роксаны) работает на главный режиссерский посыл. Райкин – это всегда про актерский театр. И в новом спектакле для него самое главное – показать артистов. Но не просто их умения и таланты, а то, о чем у них болит. Про что они думают и как они чувствуют.

То, с какой реактивной непосредственностью и ненаигранной эмоциональностью сатириконовцы разыгрывают великую пьесу, не может не восхитить зрителя. Мало какая другая труппа способна так тратиться на сцене. Отметить особо правильно было бы каждого. Не хватающий звезд с неба красавчик с добрым сердцем Кристиан в исполнении обаятельного Ильи Гененфельда, натянутый как струна условный злодей граф де Гиш Романа Матюнина, чудаковатый владелец кондитерской Рагно, исключительно талантливо читающий рэп, Ильи Рогова и др. Что касается исполнителей пары антагонистов (а в трактовке Райкина это именно так) – Роксаны и Сирано, – здесь справедливо говорить о ярких актерских бенефисах. Сирано играют два артиста в очередь – Даниил Пугаев и Ярослав Медведев. Первый – взрывной, яростный, темпераментный. Второй – глубокий, страдающий, нежный. Оба хороши и убедительны по-своему. Точно держат рисунок и с кажущейся легкостью берут вершины драматургии. Чего стоит одна только сцена, в которой Сирано берет на себя обязательства перед Роксаной защищать Кристиана на войне. Сыграть благородство так, чтобы каждому в зале стало больно, – дорогого стоит.

Возлюбленную Сирано играет молодая прима Екатерина Воронина (это уже вторая ее главная роль, первой была Гретхен в «Фаусте» Сергея Тонышева). Ее роль в этом спектакле практически равнозначна роли Сирано. Дерзкая, умная, гордая. Точкой отсчета для ее характера стала Настасья Филипповна из «Идиота». Эта Роксана любит Сирано с самого начала, но открыться ему ей мешает не просто гордость, но гордыня.

Финалом их пускай и неозвученного, но яростного романа-поединка становится трагедия. Несбывшаяся жизнь обоих звенит в последних минутах последней сцены – Сирано умирает, в буквальном смысле утопая в груде смятых написанных и ненаписанных ей писем. Зал встает на аплодисментах.

Оригинал.

Издательство: Ведомости Автор: Наталья Витвицкая 04.04.2025

Спектакли