Цена предательства
Пьеса Владимира Зайцева «Все оттенки голубого», победившая на «Любимовке», могла так и остаться событием лабораторного масштаба, если бы не попала к Константину Райкину, который пошел вабанк. Режиссер, всю жизнь предпочитавший покорять эвересты классики и обращаться к вечным вопросам, бесстрашно развернулся на сто восемьдесят градусов – лицом к шквальному ветру современности, с ее агрессией и нетерпимостью, мракобесием и запретами. И выбрал для этого одну из самых болезненных тем – отношение общества к гомосексуалистам. Пьеса не просто отражает – она сканирует действительность, и в ее основе – реальные события. Субтильный подросток осознает, что он гей, и признается в этом родителям, когда те решили развестись, – тоже идет вабанк в отчаянной попытке спасти семью. Развод отложен, и родители, военный и кадровичка, вместе с бабушкой бросаются «спасать ребенка», как умеют, – с помощью искусства, имитации семейного благополучия, услуг проститутки и экстрасенсабесогона и, наконец, наркологической клиники. Типичный случай.
Форма отстраненной читки в прологе демонстративно отбрасывается: актеры разлетаются по сцене, как подброшенные листы, – выходят из тесных рамок лаборатории и примеряют новую драму на большую сцену, а страшный конфликт – на себя. Спектакль летит как пожар – через юмор, социальную иронию, бытовуху, трагедию, мелодраму – к финалу, в котором только самый крепкий оптимист увидит надежду.
Мальчика по фамилии Бекетов (в остром, нервном исполнении Никиты Смольянинова) драматург оставил без имени: убиенная душа, эмбрион, человек, которому не дали состояться и обрести себя. Но эта напрасная, жестокая жертва производит тектонический сдвиг в сознании родителей. Агриппина Стеклова и Олег Тополянский (в очередь с Владимиром Большовым) не играют даже, а выносят приговор ограниченности и трусости перед неизведанным отцавоенного, бесправию бессильной матери, по сути сдавшей своего ребенка. А собственно «голубая» тема оказывается только одним из поводов предать свое продолжение, свое будущее. И цена за такое предательство всегда будет безмерной.
Издательство: Театральная Афиша
Автор: Ольга Фукс
01.10.2015
Форма отстраненной читки в прологе демонстративно отбрасывается: актеры разлетаются по сцене, как подброшенные листы, – выходят из тесных рамок лаборатории и примеряют новую драму на большую сцену, а страшный конфликт – на себя. Спектакль летит как пожар – через юмор, социальную иронию, бытовуху, трагедию, мелодраму – к финалу, в котором только самый крепкий оптимист увидит надежду.
Мальчика по фамилии Бекетов (в остром, нервном исполнении Никиты Смольянинова) драматург оставил без имени: убиенная душа, эмбрион, человек, которому не дали состояться и обрести себя. Но эта напрасная, жестокая жертва производит тектонический сдвиг в сознании родителей. Агриппина Стеклова и Олег Тополянский (в очередь с Владимиром Большовым) не играют даже, а выносят приговор ограниченности и трусости перед неизведанным отцавоенного, бесправию бессильной матери, по сути сдавшей своего ребенка. А собственно «голубая» тема оказывается только одним из поводов предать свое продолжение, свое будущее. И цена за такое предательство всегда будет безмерной.
Ольга Фукс
«Театральная афиша»
Октябрь 2015 г.