В жертву остальным цветам голубого не отдам

За два дня уикэнда, когда в Петербурге проходили гастроли спектакля Константина Райкина «Все оттенки голубого», театр «Балтийский дом», принимавший на своей площадке театр «Сатирикон», дважды «минировали». Спектакль, разумеется, прерывался, 800 человек зрителей выводили на улицу, где они мерзли оба дня по полтора часа. На втором спектакле побывала корреспондент «Фонтанки».
Спектакль «Все оттенки голубого» по пьесе драматурга-современника Владимира Зайцева вышел в «Сатириконе» сразу после гонений на «Тангейзера» в Новосибирском театре оперы и балета и судов над режиссером спектакля Тимофеем Кулябиным и директором Борисом Мездричем. Это обстоятельство позволяет оценить отвагу художественного руководителя театра «Сатирикон» и режиссера спектакля Константина Райкина. Дело в том, что в центре сюжета пьесы, вполне мелодраматичной по жанру – подросток, признающийся родителям, что он гей. Есть и дополнительные обстоятельства: мальчик идет на роковое для него признание не просто так, а чтобы остановить развод, до которого доругались родители. Всё что происходит дальше на сцене, практически лишенной декораций – разного рода проявления нетерпимости общества к человеку нетрадиционной ориентации: от комической сцены с шарлатаном-бесогоном, до психушки, где юное создание из разряда «других», залечивают до смерти.
Черные контуры кулис и голубое пятно «лебединого озера» за ними, а также музыка Чайковского, сопровождающая страдания юного Бекетова (Никита Смольянинов) – напоминают и о терзаниях самого выдающегося русского композитора от его нетрадиционной ориентации, и о траурных мгновениях советской истории, когда «Лебеди» заполняли все телеканалы.
И это еще вопрос, что ужаснее – страшилки из отечественных газет про то, как общество истребляет сторонников однополой любви (их рассказывают герои, один за одним посещающие мальчика в психушке), или лексика, которая звучит в речах этих, вроде бы, друзей и сочувствующих: «поправляйся», «выздоравливай», «тебя вылечат», «будь нормальным», etc. Никому и в голову не приходит, что другая ориентация – это не болезнь и не патология, как наркомания или алкоголизм. Это – естественная форма сексуальной реализации для минимального процента людей в любом обществе. И, может быть, проститутке, которую отец нанимает для «ненормального сына», чтобы он вкусил неземного удовольствия, и простительно этого не понимать, но взрослым, цивилизованным, образованным людям – стыдно и недопустимо. Мало того, ведет к самым настоящим трагедиям.
В реальности спектакля родители опоздали со своим раскаянием. В реальности нашего города власти проиграли отморозкам, чья очередная эскапада увенчалась успехом. Около двух тысяч горожан – именно столько помещается в два аншлаговых зала театра «Балтийский дом», – в очередной раз ощутили свою незащищенность перед распущенностью и произволом хулиганья. Автору этих строк еще повезло: мне не пришлось идти через строй представителей «Народного собора», которые днем раньше хватали за руки моих коллег, отговаривая их идти «на этот мракобесный спектакль». А ведь речь шла именно о спектакле, о художественном высказывании уважаемого московского коллектива. То есть, некие «поборники высокой нравственности», как охарактеризовал их Константин Райкин в своей приветственной речи зрителям, вернувшимся в зал, убеждали людей, что встреча с искусством противоречит национальным культурным ценностям.
Более того, непонятно, почему нельзя было в этот день провести проверку театра превентивно, за час-два до начала спектакля, а зрителей в театр пропускать через рамки с металлоискателями? На этот вопрос Пахомова ответила, что в понедельник инициирует переговоры на эту тему руководства комитета по культуре и комитета по законности и охране правопорядка. С другой стороны, всякому мыслящему человека очевидно, что в качестве охраны правопорядка отлично работает такое средство, как показательное наказание виновных. Но до сих пор мнимые казаки, угрожавшие Льву Додину и Леониду Мозговому, не только не наказаны, а даже найдены. Как не найдены и, соответственно, не будут наказаны звонившие в минувшие выходные в Балтийский дом. А между тем, подобные акции и звонки – вызов не Райкину и не артистам «Сатирикона», а хозяевам города, которые, как показывает опыт, не могут обеспечить достойную встречу гостям и спокойный, безопасный отдых домочадцам.
Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»
оригинал статьи - здесь