Размер шрифта:
Изображения:
Цветовая схема:

«Отелло»: морок порока

«Отелло»: морок порока - фотография

Юрий Бутусов и его новый спектакль в «Сатириконе».

Наталья Витвицкая


После «Доброго человека из Сезуана» (спектакля разрушительной силы, замкнутой в строгой, почти минималистской форме) премьеры от Юрия Бутусова ждали даже те, кто ранее к его фанатам себя не причислял. Но ожидания оправдались только у последних. «Отелло» в Сатириконе — это классический Бутусов. Избыточный, эксцентричный, мастер сценического эпатажа и китча. Такой, каким его знают по выдающейся «Чайке», «Ричарду Ш», «Макбетту»...

Предупреждаем сразу: «Отелло» длится не три часа, а дольше. Так что настроиться на своего рода театральную мессу придется. И, разумеется, никакая это не классика. Бутусов вывернул наизнанку любимого Шекспира (сразу в трех переводах: Сороки, Лейтина и Пастернака), добавив к нему Пушкина, Чехова и Ахматову. Энергетический замес такой силы, что не всякий зритель выдержит.
Тонкий Денис Суханов в роли Отелло, трепетный Тимофей Трибунцев в роли Яго... На их дуэте, вскрывающем тайны мужского подсознания и «черные дыры» человеческой души, всё и строится. Яго вкрадчив, ласков и черен душой. Он не абсолютное, а беспричинное зло. Отелло — суров и силен «снаружи», но тоже черен внутри. Он не переносит обиды (выдуманной или реальной — какая разница). Физическая смерть Дездемоны, Яго и других — ничто по сравнению со смертью духа  Отелло. Феноменальная находка — черная краска, которую «мавр» наносит на лицо и руки. Как будто ад демонстрирует свои права, с такой «отметкой» жить, как прежде, уже не получится.

В принципе, кроме метафизического поединка между Яго и Отелло, в спектакле больше ничего не важно. Не важны толпы женщин с потекшей тушью, с призывно выскакивающей из глубоких декольте грудью, с бешеной тоской в глазах. Не важны аляповатые мужчины-трусы и молчаливые слуги-невидимки... Они есть, но могли бы и не быть. Вообще в этом спектакле много необязательного. И три сестры, и отрывок из «Руслан и Людмилы», и пляски на рояле. И по большому счету «обнаженная» сцена.

Загадки Бутусов загадывает, а на разгадки даже не намекает. Безумный шифр режиссерской мысли освоил один только художник Александра Шишкин. Сценография его авторства — всегда произведение искусства. Но в данном конкретном случае она чуть ли не единственная возможность добраться до сути.

На сцене — горы мусора. Картонные коробки, вешалки, мятые пальто неизвестно какого года выпуска, искусственные цветы, кровати, череп и даже корабль на деревянных тросах... От такого количества вещей рябит в глазах, значение каждой из них на сцене неясно. Зато хаос этого мира различим и «запатентован». Только на свалке любовь так быстро превращается в ненависть, а домысел — в приговор.

Вместо вывода: смотреть «Отелло» нужно непременно, пускай это и не самый лучший (зато однозначно самый страшный) спектакль Бутусова. Он похож на бокал с ядовитым вином. И сладко, и горько, и никогда уже не проснуться: морок человеческих пороков накрывает медленно и с головой.


Оригинал статьи






Издательство: Ваш Досуг Автор: Наталья Витвицкая 22.10.2013

Спектакли