К 80-летию САТИРИКОНА | СТРАНА ЛЮБВИ | 2004 | режиссёр К. Райкин
Это был нежный, легкий, молодой спектакль… И понятно, ведь возраст персонажей пьесы совпадал с возрастом исполнителей. Первый райкинский курс в Школе-студии МХАТ был уже известен театральной Москве. Спектакль «Ай да Пушкин…», который с учениками Константина Райкина поставила в «Сатириконе» Марина Брусникина, не остался незамеченным и был удостоен премии «Московские дебюты - 2004».
1 октября 2004 года принятая в репертуар «Страна любви» открывала новый театральный сезон. Студенты Константина Аркадьевича, обучение которых подходило к концу, держали двойной экзамен – перед сатириконовской публикой и перед своими учителями. На одном из предпремьерных прогонов целый ряд в зале был отведен педагогам кафедры актерского мастерства Школы-студии МХАТ.
***
Пьеса Островского «Снегурочка» в драматическом театре… Чтобы оживить это красивое, но многословное произведение с огромным количеством действующих лиц, Райкин пошел неожиданным путем. Пустая неуютная сцена, ряд кресел на колесах, штанкеты, софиты, провода, полотнища белой ткани, ленты полиэтилена. Только фантазия режиссера, артистов и зрителей способна была увидеть за этим лес, реку, небо и солнце. Аскетизму на сцене режиссер противопоставил легкость, озорство, буйный темперамент и молодое обаяние исполнителей. И был невероятный успех! Царство берендеев действительно обернулось страной любви, где страсти, безответность, платоническая влюбленность и легкий флирт были сыграны молодыми, которые выкладывались без остатка, растворялись в действе, и выходили на поклоны безмерно счастливыми.
***
Сценографию спектакля создал Борис Валуев, костюмы Алла Коженкова и Евгения Панфилова, музыкальные композиции Валерий Чернышёв. Постановка стала визитной карточкой нового поколения артистов театра. Однажды в интервью худрук сказал, что «они могут стать творческим ядром «Сатирикона». Так и получилось. Сергей Сотников, Артем Осипов, Марина Дровосекова, Сергей Громов, Алена Разживина, Юлия Мельникова, Глафира Тарханова, Елена Березнова, Александр Гунькин, Георгий Лежава активно заняты в сегодняшнем репертуаре.
***
Константин Райкин: «Этот спектакль у меня вызывает сильные ностальгические чувства, он кажется мне вехой в нашем репертуаре. Островский сам эту густонаселенную пьесу пытался реалистически воплотить на драматической сцене. А Константин Сергеевич Станиславский во МХАТе в 1900-м году всю бухгалтерию привлек птицами свистеть, и весь нетворческий состав театра участвовал тогда в спектакле, они всерьез городили эту Берендеевку, это получалось громоздким, утомительным делом. Я думаю, что Вахтангов изобрел новый способ в своей «Принцессе Турандот» - что, оказывается, можно со зрителем договориться и, перемигиваясь время от времени, вспоминать вместе, что это театр и здесь все условно, что мы играем. Можно погружаться в действие всерьез, потом выныривать, улыбаться зрителю и опять нырять. И про какую-нибудь швабру сказать, что это лошадь, и с помощью актерской фантазии сделать так, что зрители в это поверят. Взяв этот принцип очень условного игрового театра, мы сделали спектакль, который с помощью света и актерской игры превращал простые предметы в чудеса, а зрители очень вовлекались в происходящее. Это была большая удача».
Наталия Гладкова, Екатерина Купреева