ПО ДОРОГАМ ВОЙНЫ. Часть 2
Фронтовая летопись «Сатирикона»
Продолжаем цикл еженедельных публикаций «По дорогам войны», посвященных 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. В большом материале в шести частях мы представляем фронтовую летопись «Сатирикона».
Часть 2. Гастроли в Средней Азии (1941г.)
Дорога в Ташкент была долгой и тяжелой. Эшелон с артистами состоял из товарных вагонов и тащился как черепаха. На перегонах приходилось стоять иногда сутками, так как в первую очередь пропускались военные эшелоны.
Вот карта маршрута Ленинградского театра миниатюр в Среднюю Азию: Ленинград – Ярославль – Казань – Ульяновск – Куйбышев – Чкаловск (ныне Оренбург) – Актюбинск – Кандалаг – Кзыл – Орда – Чимкент –Ташкент. Тогда это расстояние в 3,5 тыс. километров эшелон преодолел за два месяца. Зато в пути артисты смогли сформировать новую программу и отрепетировать номера. В это трудное время сплотилась труппа, обладающая своим неповторимым лицом. Безусловно, лидером театра был Аркадий Райкин, но вместе с ним работали такие замечательные артисты: Роман Рубинштейн, Григорий Карповский, Руфь Рома, Ольга Малоземова, Николай Галацер, Борис Дмоховский, Тамара Эттингер, Лидия Таганская, Юрий Стессен.
В новую программу вошел написанный за три дня «Монолог чёрта», с которым выступал Аркадий Райкин. Черт – это Гитлер. Монолог начинался шутливым рассказом о том, как чёрт обижается на людей за то, что всё самое плохое они посылают к нему. Зрители мгновенно узнавали бесноватого фюрера и смеялись. Еще Райкин сам дополнил текст своего лучшего фельетона «Невский проспект». Изменив акцент, усилил его патриотическую интонацию. Он призывал к защите любимого города, города Пушкина, Гоголя, Блока. В программе появились новые антифашистские миниатюры: «Буква В» (в исполнении Л. Таганской и Б. Дмоховского), «Ать-два» (Л. Таганская, Г. Карповский, Р. Рубинштейн), «Передача окончена» (Т. Этингер, Р. Рубинштейн), а также памфлет о «немецком театре» (Л. Таганская, Г. Карповский, Б. Дмоховский), текст которого написал Евгений Шварц. Политическая и боевая сатира были главными темами в то время.
По приезде в Ташкент коллектив театра разместили вначале в гостинице. Но эвакуированные прибывали и прибывали, и артистов театра миниатюр были вынуждены расселить на разные квартиры. Семье Аркадия Райкина с женой Р. Ромой и четырехлетней дочкой Катенькой досталась тесная комнатушка с глиняным полом.
Обустроившись на новом месте, начали гастроли. В срочном порядке были изготовлены реквизит и декорации, сшиты сценические костюмы. Театр во главе с Аркадием Райкиным выступал по всей Средней Азии, в основном по гарнизонам Среднеазиатского военного округа. Спектакли театра увидели также зрители Ташкента, Самарканда, Чимкента, Кзыл-Орды, Фрунзе, Алма-Аты и других городов региона. Одновременно концертные программы состоялись в госпиталях, в больницах, на промышленных предприятиях, в колхозах и полевых станах.
В конце ноября 1941 года Аркадий Райкин был вызван в Москву для съемок на Центральной киностудии. Создавался кинофильм к юбилею Красной Армии для поддержания боевого духа фронтовиков. Картина была необычной – фильм-концерт с участием популярных артистов страны. Он так и назывался: «Концерт-фронту». Сценарий фильма написал Алексей Каплер, режиссером выступил Михаил Слуцкий. В съемках были заняты самые тогда популярные артисты: из Большого театра – солисты оперы Иван Козловский и Сергей Лемешев, солистка балета Ольга Лепешинская, артисты Малого театра Игорь Ильинский и Михаил Царев, эстрадная певица Клавдия Шульженко, исполнительница народных песен Лидия Русланова, ансамбль Красной Армии им. А. Александрова и многие другие.
Роль киномеханика-конферансье, как бы связующее звено всего действия, сыграл Аркадий Райкин. По сюжету его герой сквозь пургу, взрывы и мрак фронтовой ночи привозит в полковую землянку фрагменты с концертными номерами любимых артистов. Заразительная работа молодого Райкина, несомненно, принесла успех фильму. Зрители, наконец, увидели воочию блистательного артиста, чьи выступления с нетерпением ждали и слушали ранее у радиоприемников. Фильм пользовался огромной популярностью, и стал главным пропагандистским проектом в начальный период войны. Несмотря на то, что съемки проходили в неотапливаемом павильоне, с частыми перебоями электроэнергии, в трудный период отступления на фронте, – фильм был создан в рекордные сроки и в начале 1942 года был готов к показу.
После окончания съемок в Москве Аркадий Райкин вернулся в Ташкент. К тому времени театр миниатюр остался без директора, и на эту должность был назначен тридцатилетний Райкин.
Юрий Кимлач, исполнительный директор Фонда
поддержки и развития культуры имени А. И. Райкина