Перпетуум-мобиле Сатирикона. С премьерой «Грозы»!
Премьера грянула! Полгода репетиций, огромная постановочная и актёрская команда, очень плотная ежедневная работа, и незабываемые минуты финальных оваций, вкус успеха!
Островский – любимый драматург Райкина, а «Гроза» – седьмое обращение к его пьесам в «Сатириконе». Свой 41-й режиссерский спектакль Константин Аркадьевич придумал на дебютантку Марию Золотухину, отметив её редкую одарённость и уникальное попадание в эту роль: она пробовала играть Катерину, когда ещё была студенткой третьего курса Высшей школы сценических искусств, и Островский «разминался» мастером и ученицей в этюдах.
А ещё режиссёра зажёг неукротимый задор воспитанной им молодой танцующей и поющей труппы «Сатирикона», способной воплотить его идею жанровой эклектики спектакля. Островский – не бытописатель для Райкина, а «Гроза» – не бытовая пьеса. В ней есть великие догадки, пророчества и предвидения о человеке и человечестве, и поэтому «суть этой пьесы может проходить через любые формы, стили, времена, моды, языки, национальности».
Так был придуман танцкласс с балетными станками, жанр «трагического балагана» и обозначена главная тема истории – «о свободе и несвободе». Легкоплавкие танцы, упоение эмоциями, вольномыслие через движение работают здесь как выражение свободы. А пространство хореографического класса со станками и лавками – как канон, правило, прокрустово ложе: «Без канона не обойтись, но, когда только он, только традиция, только правило – это становится клеткой, тюрьмой, загоном», - поясняет режиссёр. На этих противоположностях и построен спектакль: свобода и несвобода, хулиганство и трагедия, Восток и Запад, разнохарактерность веры – в русской матрице всё рядом. В спектакле органично уживаются, не споря друг с другом, прекрасные редкие русские песнопения, обрядовые народные мотивы и западные рок-хиты, популярные мировые шлягеры.
Здесь занято почти 30 артистов театра, в преимущественном большинстве ученики Константина Аркадьевича. На основных ролях работают в двух – трёх составах, но равноправных, без деления на «первых-вторых». Своеобразный барометр такого худруковского подхода – например, роль Барыни, которую в очередь, но на равных играют корифей «Сатирикона» Сергей Зарубин, участник еще легендарных первых «Служанок», и только в этом сезоне принятый в труппу молодой артист Арсен Ханджян.
Так крутится своеобразный райкинский перпетуум-мобиле, безостановочный двигатель энергии молодости. На новом витке он позволяет придумывать спектакль танцующий, поющий и в тоже время глубоко драматичный. Свежий и молодой и в то же время возвращающий к "бомбической" юности театра, когда гремели «Служанки», «Шоу-Сатирикон», «Шантеклер», позже «Страна любви». «Гроза» – этапный спектакль для меня, – говорит Константин Аркадьевич. – Понимание Островского – это ключ не только к современной жизни, но и к осмыслению актёрской театральной профессии». Возможно, с её стилевой эклектикой «Гроза» – ещё и невольная попытка для художественного руководителя собрать в спектакле, укрыть под одним зонтом вехи истории его театра, прорастить заметные достижения «Сатирикона» в новом поколении артистов и художественных сил.
В спектакле замечательные костюмы Марии Даниловой и сценография Дмитрия Разумова, огромная работа музыкального руководителя Татьяны Пыхониной и хореографа Рената Мамина. Здесь работал фантастический художник по свету Нарек Туманян и сильная команда звукорежиссеров под руководством Сергея Лебедева, что немаловажно, так как во Дворце на Яузе, нашей очередной арендной площадке, театр выпускал спектакль в сложной акустике.
Возвращаясь к главной героине. Маша Золотухина – бесспорный соавтор постановки, если не светлый луч, то шаровая молния. Не опытом и мастерством, но самой сутью, уникальным естеством, редкой искренностью, природной органикой она многое дарит спектаклю как даёт сильный импульс жизни всякая дефицитная личность. Мария Золотухина: «Я стараюсь ставить себя на место Катерины, она мне тоже в чём-то близка, стараюсь идти от себя. Я, правда, никогда не влюблялась, мне это чувство незнакомо. Но мне очень знакомо чувство веры и любви к Богу. Катерина настолько страдает, и всё равно любовь к Богу в ней побеждает любовь к Борису, как бы это странно ни звучало. Были же случаи, когда, спасаясь от насилия девушки, верующие девственницы, шли на гибель, и это им не вменялось во грех. Я так пытаюсь себе объяснить её самоубийство... Мне кажется, в результате такой взгляд не противоречит свободе, о которой говорит Константин Аркадьевич».
Спектакль фактически не меняет пьесу Островского, идёт по тексту, допустив разве что дважды небольшие вольные фантазии, импровизации вне классического сюжета и хрестоматийных героев. Убранный и огранённый в сатириконовско-райкинскую стилевую канву, с юмором, шарадами, чудесами, кажущейся простотой и вдумчивой психологической проработкой «по старой школе», такой Островский даёт импульсы для хорошего современного восприятия. Мы это уже ощутили. Спасибо, наши дорогие зрители, за шквал отзывов и эмоций! Всё читаем, смотрим, видим и очень ценим!
Екатерина Купреева