Размер шрифта:
Изображения:
Цветовая схема:

«Сатирикон» вернулся с Байкала

«Сатирикон» вернулся с Байкала - фотография

Завершились трехдневные гастроли «Сатирикона» в Иркутске. Три горячих сибирских аншлага, неожиданный зигзаг «нелетной» погоды, разговор с прессой по душам о драматургии и бесценные воспоминания о сакральном Байкале – вот чем в главном, наверное, нам запомнится этот яркий летний тур. «Большие гастроли» «Сатирикона» организованы ФГБУК Росконцерт согласно Всероссийскому гастрольно-концертному плану Министерства культуры Российской Федерации.

На сцене Иркутского академического драматического театра им. Н. П. Охлопкова, одного из старейших и красивейших в России, 20-22 июня «Сатирикон» представил две репертуарные постановки: «Шутники» по одноименной комедии А. Островского в постановке Е. Марчелли и моноспектакль Константина Райкина «Своим голосом», где народный артист России исполняет поэзию А. Пушкина и Д. Самойлова. Все три показа имели успех – аншлаги и жаркий сибирский приём. Кроме чистого театрального счастья такая реакция зала словно восполнила нам запасы тепла среди внезапного похолодания в середине лета, которое накрыло Прибайкалье именно в наши несколько дней в Иркутске.

С замечательным старинным городом Сибири у «Сатирикона» и лично у Константина Райкина очень давние отношения. Все подробности обсудили на утренней встрече с прессой 21 июня. Что бесценно, разговор с журналистами был искренним, прямым и касался исключительно драматургии, самой сути театра. Он начался с современной драмы и пьес Александра Вампилова. Оказалось, что Константин Райкин был лично знаком с этим давно уже классиком современной и советской драматургии, а тогда Сашей Вампиловым, родившимся под Иркутском и погибшим здесь на Байкале в 1972 году:

«Это одна из драгоценностей моей жизни, что я был с ним знаком, поскольку мы репетировали в театре «Современник» сразу две его пьесы – «Старший сын», где я играл Васеньку, и «Провинциальные анекдоты». А он этим очень интересовался и приезжал к нам. Он великий драматург. Я выше не знаю из тех, кто писал в последний советский период нашей истории. Да, были ещё в то время грандиозные драматурги, но самый пик – для меня Вампилов. Та же пьеса «Старший сын» – это великий библейский сюжет. Только кажется на первый взгляд, что это житейская история. Но в ней все начала и концы. Это великая пьеса, с замечательными актерскими ролями и собирательными образами. Вампилов невероятно «коварный» драматург: очень ясный вроде, в разборе понятный. И почти никогда ни у кого не получается».

От А. Вампилова разговор перешёл к классику «золотого» периода А. Островскому, который в XIX веке писал исключительно и только для театра, никогда не уходя в другие роды литературы, и которого бесконечно ценят в «Сатириконе» и много ставят. Так и малоизвестная комедия «Шутники» в постановке Евгения Марчелли – один из наших хитовых и «выездных», уже побывавший в самых разных отдаленных точках страны и в Европе спектакль – всегда бывает принят с большим успехом:

«Островский в своих комедиях, которые по сути – сказки, – рассуждает Константин Райкин, – создает нравственную композицию, при которой побеждает справедливость и добро, что почти нереально в жизни. Вот любовь и деньги. И побеждает любовь. Где вы это видите? Да почти нигде. Разве мы видим, что торжествует справедливость? Нет, потому что нам на самом деле не известна нравственная композиция жизни. Мы видим, как несправедливость побеждает, а добро очень часто оказывается в проигрыше. И что нам делать с этим, мы не знаем. И только великий драматург может иногда наши чаяния, наши надежды, наши сны воплотить в правдивой, но на самом дела сказочной истории, вот как в «Шутниках». Счастливая концовка возникает здесь на самом кончике пьесы, когда, казалось бы, наступил уже полный крах. За две минуты до финала из этого краха вдруг возникает неожиданный счастливый финал, причём, совершенно правдоподобный. Это великое мастерство Островского.

У него же сложился свой «творческий график» – Островский тратил на каждую пьесу очень напряженный год своей жизни, писал по пьесе в год. А язык, на котором говорят его персонажи, на самом деле не существовал. Это стилизованный им язык. Он писал диалоги, как пишут стихи, выпестывая каждое слово. Поэтому так болезненно реагировал, когда в его пьесах искажали текст, а это происходило часто. Он точно чувствовал, как это должно звучать, и бывал ранен, если к словам относились пренебрежительно. И ещё, поскольку он не умел писать неправды, у него нет плоских персонажей. Талант Островского был больше и сильнее его социальных убеждений. Поэтому даже, когда он хочет кого-то обличить, какого-то персонажа, он пишет настолько объемный характер, за этим стоит такая жизненная правда, что ещё неизвестно, за кем истина на самом деле. И если правильно его пьесы поставить, это рождает бурю эмоций и ощущение диспута в зрительном зале».

Гастроли завершились предсказуемым успехом поэтического пушкинско – самойловского спектакля «Константин Райкин. Своим голосом». Потому что включённость, прямота, какая-то природная человеческая честность, не поверхностное внимание иркутян было очевидно уже на первых двух показах наших «Шутников». На спектакле «Своим голосом» присутствовала одна из ведущих и драгоценных актрис Театра Охлопкова, заслуженная артистка России Елена Мазуренко, кстати, близко знавшая Александра Вампилова и игравшая роль Нины в самой первой постановке «Старшего сына», созданной при участии самого драматурга, а затем сыгравшая ведущие роли во всех вампиловских пьесах. Она поделилась впечатлением:

«Я в таком восторге! Я не представляла, что сказку Пушкина («Сказку о царе Салтане») можно так читать. Я поняла сквозной ход Константина Аркадьевича, как он относится к стихотворному концепту. Как это здорово, я такой энергией зарядилась, я так хохотала, когда он читал, про эту Бабариху. Гений! И красивый невозможно! Какая внутренняя вера в себя. Как себя ощущает личностью человек, в котором весь мир, вся наша вселенная! Это так передается в зрительный зал. Всё вышло! Только так и надо, по-другому никак. Я очень рада, что смогла вам это сказать».

Благодарим вас, дорогие иркутяне! Спасибо за атмосферу, доброжелательность, эстетическую и человеческую красоту замечательно принимавшему нас Театру имени Н. П. Охлопкова, всем сотрудникам коллектива. Спасибо «Большим гастролям»! Запомним эту поездку и будем ждать новых встреч, чтобы вернуться с новыми работами.

А наших московских зрителей ждём до середины июля на столичных площадках – вместе завершим наш 85-й юбилейный театральный сезон.


Текст: Екатерина Купреева
Фото: Анастасия Токарская

23.06.2024

Спектакли