Спектакль легкий, как ложь, срывающаяся с языка прохвоста.
Сколько в последние месяцы было размышлений и рассуждений о (не)современности, (не)актуальности театра, о возможности заменить посещение спектакля просмотром видеозаписи, о том, что сериалы давно сместили искусство сцены. Кажется, первая увиденная мной премьера - «Плутни Скапена» (реж. Константин Райкин) без усилий дает ответы на все подобные вопросы.
Действие знаменитой комедии Мольера авторы переносят в XX век с помощью оформления и в век XXI - если рассматривать игру с классическим текстом и разбор каждого из персонажей. Лаконичное пространство расчерчено ширмами, графично подсвеченными по краям. Их узор напоминает антураж черно-белых фильмов (сценограф Борис Валуев). К ним же отсылают и наряды (художник по костюмам Мария Данилова) - широкие брюки, жилетка, расслабленный тоненький галстучек на шее Скапена. Все интриги хитрого слуги (в тот вечер главную роль исполнял Алексей Бардуков) авторы одновременно переносят и в гангстерские 20-30-е, и в современную Россию, с которой герои нет-нет да и сравнят обстоятельства пьесы.
Под настойчивый ритм барабанной установки действие летит вперед, не позволяя соскучиться даже в сценах менее искрометных. Спектакль полон этюдных шуток, которые, конечно, выстреливают неодинаково, но залихватски сменяют друг друга. Особое украшение актерского состава – Денис Суханов в обаятельном образе скупердяя Жеронта.
Благодаря балаганному духу постановки понимаешь, что порой даже без актуальной темы или глубокой философии, «хорошо сделанная» комедия (как хорошо сделанная пьеса Скриба) в театре самоценна. Особенно сегодня, когда возможность на пару часов забыть о гнетущей реальности благодаря живой энергии и изобретательности талантливых исполнителей, кажется прямо-таки необходимой.