Размер шрифта:
Изображения:
Цветовая схема:

Что сей нос значит

Что сей нос значит - фотография

Еще до недавних пор, глянув на сатириконовскую афишу, вы не обнаружили бы там буквально ни одного русского автора. Восполнять упущенное начали прошлогодним «Доходным местом», а на старте нынешнего сезона «Сатирикон» решил изучение русской классики продолжить. Только-только сыграли «Снегурочку» Островского - и сразу премьера другой хрестоматийной пьесы, лермонтовского «Маскарада».

Программку к спектаклю режиссер Владимир Агеев дополнил аккуратно вложенным листочком, где очень обстоятельно и добросовестно изложил свою концепцию «Маскарада». Не процитировать эту краткую аннотацию (изыскания скромно названы "заметками на полях») со стороны рецензента было бы просто неучтиво. В ней очень много заглавных букв и еще больше загадочных многоточий. Слушайте: «Пьеса - Апокалипсис… Свет и Тьма… Арбенин и Нина - единственные носители и хранители Любви… От них должен возродиться человеческий Род… Поэтому дьявол тут как тут: Союз должен быть разрушен… Любовь уничтожена… Победа Тьмы… Завет Арбенина с Богом осуществляется через Нину…»

Как оно на бумаге пишется, так и со сцены слышится: все торжественные возвышения букв, все мистические точки-точки из аннотации зеркально отразились в спектакле. Сцену стерегут безглазые и безротые демоны из посеребренного папье-маше (сценограф Марина Филатова), внимательно следящие из каждого уголка за ходом драмы и время от времени примеряющие на себя маскарадные личины. Одушевленные представители дьявола ведут себя более развязно. К ним отнесены Неизвестный (Григорий Сиятвинда), Казарин (Денис Суханов) и Шприх (Алексей Якубов) - все они, предвкушая окончательную «победу Тьмы», поминутно похохатывают и в возбуждении потирают руки, ходя хороводами вокруг Арбенина (на премьере играл Максим Аверин, хотя в другом составе эту же роль исполняет Денис Суханов). Хороводов будет немало, потому что режиссер сделал из этих нехороших людей превеселых куплетистов - припевая и приплясывая, они влекут за собой Арбенина, всячески манипулируя его конечностями, словно имеют дело с марионеткой.

Сам же Арбенин, бесстрашно вступивший в борьбу с дьяволом, ведет себя примерно столь же нелепо, как Иван Бездомный в пору охоты на Воланда. Хоть бегает он и не в кальсонах и к разодранной толстовке бумажной иконки не прикрепляет, но поведение его несколько озадачивает. Какой цели, к примеру, должен служить гуммозный нос у актера Аверина? Ведь все ж таки мы не на «Сирано де Бержерака» пришли. Означает ли сей нос, что судьба Арбенина - всегда быть в маске на маскараде жизни? Или, быть может, он таким манером показывает нос дьяволу? Отчего Арбенин в некоторые минуты спектакля переходит на рэп, а иные монологи произносит в совершенно традиционной завывающей манере, тоже осталось не проясненным.

Несмотря на дьявольское окружение, в которое попал Арбенин, режиссер оставил-таки ему пути для отступления. Спасительный задник не может не вызвать умиления, и описывать его нужно непременно в стихах: "У Лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том, под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой". И хотя к дубу то и дело подбирается коварный Сиятвинда с топором, а невинных рыбок, плещущихся в атласной лазури, норовит слопать дьявольский крокодил, все будет хорошо. Евгений Александрович не сойдет с ума, как у Лермонтова, а, напротив, вылечится. Как указывает режиссер, "в правильном прочтении финала ЗАВЕТная мечта самого Лермонтова - примирение с Господом..."

Широко улыбаясь, Арбенин возьмет воскресшую Нину под руку и шагнет в ту самую струю, что светлей лазури. Сей же момент дьявол-Неизвестный бессильно заскрежещет зубами, а все демоны, сторожившие Арбенина, самопроизвольно разрушатся. Финал, достойный знаменитой киносказки Александра Роу "Кащей Бессмертный". Хотя зачем обижать Роу? Его сказки были куда занимательнее.

Оригинал.

Издательство: Газета Автор: Глеб Ситковский 13.10.2004

Спектакли