Размер шрифта:
Изображения:
Цветовая схема:

Чувства на фоне той страшной войны

Чувства на фоне той страшной войны - фотография

В театре «Сатирикон» играют премьерный спектакль режиссера Сергея Сотникова «Близкие друзья» по
одноименной повести Евгения Водолазкина. О Второй мировой войне здесь говорят от лица трех друзей
родом из Мюнхена, втянутых в противостояние и обреченных навсегда жить с его последствиями.
Спектакль готовили к 75-ой годовщине Великой Победы, но тогда из-за пандемии премьеру пришлось
отложить.

Что видят зрители на сцене? Трехуровневый серый постамент, немного засушенных растений, направленные
лучи, объемные тени — лаконичная наполненность. И на этом нейтральном, безэмоциональном, "черством"
фоне яркими пятнами выделяются трое друзей — мягкий и зыбкий Ханс (Ярослав Медведев), лукавая и гибкая
Эрнестина (Алена Разживина), острый и ломкий Ральф (Даниил Пугаев). Мы знакомимся с персонажами, когда
те еще совсем дети, и проходим с ними через всю их жизнь. Переживаем с ними первую любовь, первое
расставание и смерть... Казалось бы, нам предлагают классический любовный треугольник на фоне военных
действий. Но это не совсем так.

— Дружба здесь очень чувственная. Несколько подчеркнутый эротизм происходящего я придумал как
проявление витальности, неистребимого вкуса к жизни, — пояснил Евгений Водолазкин после показа
постановки для прессы. — Произведение во многом построено на контрасте этой странной пары — любви
и смерти, эроса и танатоса. И меня поражает то, как тонко все уловил режиссер, насколько точно спектакль
попадает в суть.

Если внимательно вглядеться и вдуматься, у этой постановки очень непростой рисунок. На отношения трех
друзей накладывается единство и борьба противоположностей — войны и мира, а на восприятие
постановки в целом — то, что сформировано в нашем сознании историей. Ведь даже спустя более 75 лет
сложно найти в себе сочувствие к тем, кто когда-то пришел на нашу землю как захватчик. Но «Близким
друзьям» это, кажется, удается. Они словно возносят зрителя над уровнем любых социальных различий и
делений, фокусируя внимание на объединяющих всех нас человеческих ценностях.

И вот уже в глазах смотрящего больше нет немецкого офицера, ведущего в наступление фашистов. Есть
только мальчишка по имени Ральф, который, убегая от своих чувств, оказался в невыносимых,
нечеловеческих условиях, отрекся от творчества, забыл обо всем ценном, но при этом сумел остаться
верным клятве, данной близким друзьям. Кстати, обратите внимание, как в этой роли меняется взгляд
Даниила Пугаева – от наивно-удивленного до устремленного в пустоту «на две тысячи ярдов».
Без сопереживания невозможно наблюдать, как парнишка Ханс от сосредоточенного самолюбия доходит
до безрассудной самоотверженности. Или как Эрнестина все мечется и мечется, будто в силках, в чужих
желаниях, не в силах обрести свободу собственных чувств.

Оформляют же внутренние переживания центральных героев, добавляя им внешнего размаха, взрослые
сопровождающие, солдаты, гиды, которых играют Павел Алекссев и Ульяна Лисицина, – те же, что
исполняют роли доктора Аймтербоймера и его дочери Брунехильды. Благодаря такому решению
понимаешь — как бы ни менялось окружение, оно нужно в жизни каждого, чтобы человек мог лучше
понять самого себя.

От спектакля «Близкие друзья» не стоит ждать словесных дебатов о чувстве вины, которое испытывают
захватчики, и о человечности, которой наделены противники. Отправляясь на него, лучше настраивайтесь
на созерцание и сочувствие людям, которые, независимо от своего происхождения, жаждут любви,
тянутся к искусству, к людям, уничтожаемым войной, корыстными приказами, беспочвенной агрессией.
При просмотре же позвольте себе полностью погрузиться в историю маленького, но все же несломленного
человека в большом, но отнюдь не всемогущем мире.


Издательство: "Вечерняя Москва" Автор: Татьяна Еременко 09.04.2021

Спектакли