Размер шрифта:
Изображения:
Цветовая схема:

И пойду, и уйду

И пойду, и уйду - фотография

Спектакль «Константин Райкин. Вечер с Достоевским» поставлен Валерием Фокиным специально и только для худрука «Сатирикона» в 2010 году и является кульминационным в многолетнем совместном творческом поиске В.В. Фокина и К.А. Райкина, в осмыслении ими наследия Ф.М. Достоевского, в частности, повести «Записки из подполья». Уникальная сценография спектакля создана Александром Боровским, акустическое пространство – композитором Александром Бакши.

Этот моноспектакль Константина Райкина полноправно можно назвать и бенефисом, и мастер-классом, и суровым экзаменом, который выдержит далеко не каждый артист. Актёр и персонаж, названный Подпольным, постоянно двоятся, переходя один в другого. Константин Райкин бесстрашно заглядывает внутрь себя и поминутно меняется местами со своей ролью. Прилюдная исповедь артиста, скольжение между собой и персонажем – одна из важных граней неповторимого действа и образец высочайшего сценического мастерства.

Повесть в форме исповеди от лица «подпольного человека» написана 43-летним Ф.М. Достоевским в 1864 году. «Повесть по поводу мокрого снега», как называет её вымышленный автор записок. В сценическом переложении она стала одним из самых истовых и исповедальных высказываний Константина Райкина.

Ещё во время учёбы в Щукинском театральном училище юный Валерий Фокин приглашал Константина Райкина в свои студенческие работы, с которыми они успешно показывались преподавателям и коллегам. Вместе они были приняты в труппу «Современника». В 1971 году в этом театре вышел спектакль «Валентин и Валентина», ставший их общим дебютом – как режиссёра и как актёра в заглавной роли. В 1976-м родился спектакль «И пойду, и пойду…» по Ф.М. Достоевскому, где Фокин первым в России пробовал на сцене методы Ежи Гротовского, а персонажем Подпольным стал Константин Райкин, воплотивший замысел режиссёра.

«Константин Райкин. Вечер с Достоевским» (2010) – продолжение темы, начатой в «Современнике». Но уже не в камерном пространстве, а на большой площадке. «Подпольный уже другой», – говорит Фокин.
Последние спектакли – 14 мая и 13 июня.

Оригинал

Издательство: Литературная газета Автор: Екатерина Купреева 08.05.2019

Спектакли