Константин Райкин: «Мои так называемые «скандальные слова» вызвали больший интерес, чем все, что я сделал в профессии»
По словам худрука театра «Сатирикон», лучший подарок, какой может сделать артист журналистам - умереть
Вчера в театре «Сатирикон» Константин Райкин играл моноспектакль-концерт «Своим голосом». Артист читал стихи любимых поэтов: Давида Самойлова, Николая Заболоцкого, Николая Рубцова, Осипа Мандельштама, Лопе де Вега, Александра Сергеевича Пушкина. Рефреном проходит мысль о том, как мало мы бережем таланты, какие страшные судьбы прожили виртуозы слова, гениальные поэты. О том, как мы любить умеем только мертвых. Николай Заболоцкий отсидел пять лет в тюрьме и лагерях, Осип Мандельштам был уничтожен в сталинском лагере, затравили Пастернака, Бродского выгнали из страны... И хотя в этом спектакле не было слов о «некрофильском государстве», которые прозвучали в другой концертной программе Райкина «Над балаганом небо», а потом, вырванные из контекста, взорвали Интернет, Константин Аркадьевич снова говорил со зрителями о том, что наболело.
- Понимаете, у нас нет отношения к прошлому. Поэтому ужасные, страшные ошибки и преступления могут повториться. Это очень тревожно.
Мои так называемые «скандальные слова», сказанные с трибуны, вызвали гораздо больший интерес, чем то, что я делаю в своей профессии. Хотя я высказался один раз (о цензуре в искусстве — Ред.) и в этом не раскаиваюсь.
Если ты делаешь что-то позитивное - это понятно и скучно журналистам. Но если вдруг что-то, что вышло за рамки… А еще лучше облажаешься на сцене, это обязательно вызовет интерес. О том, что я ногу повредил, написали ВСЕ (во время гастролей в Тобольске Константин Райкин получил травму — Ред.). Интерес к своей ноге я готов поменять на интерес к любой премьере моего спектакля! Как вы думаете: какой подарок может сделать артист журналистам? Ну самый большой?.. Умереть! Никакая премьера не может переплюнуть новость о его смерти.
Позавчера я был на прощании с Юрой Тараторкиным (артистом Георгием Тараторкиным, который скончался 4 февраля — Ред.). Такое было скопище камер… Вряд ли премьера его спектакля интересовала журналистов больше, чем его похороны.
Здоровье, доброта, жизнь - почему-то нас интересует меньше, чем смерть, скандал, преступление. Такой в нас побеждающий цинизм. Иногда начинает казаться, что политика — это и есть жизнь. И все в нашей жизни зависит от цены на нефть и на доллары. Но это заблуждение. Очень важно уметь радоваться. Не помню кто сказал: счастье — это не станция назначения, а способ путешествовать.
А мой папа, Аркадий Исаакович Райкин, мне говорил: «Всегда читай стихи. Делай это независимо от того, кто твоя публика. Это поможет им глубже понять тебя и смотреть на жизнь многослойней». По-моему, стихи лечат. Так что сегодня я в роли вашего хромого лекаря, - сыронизировал актер по поводу травмы ноги.