Размер шрифта:
Изображения:
Цветовая схема:

Константин Райкин про «театр как спасение»

Константин Райкин про «театр как спасение» - фотография

В рамках гастрольной программы «Сатирикона» Константин Райкин провел встречу со студентами и педагогами гуманитарных вузов Екатеринбурга. Публикуем фрагменты этого разговора под названием «Театр как спасение».
Полная видеоверсия встречи доступна по ссылке.

Про лень в театре

Характер познаётся в регулярной работе. Среди очень талантливых людей большой процент ленивых. Я с лентяями не работаю. Лень — это что? Это желание малыми силами достичь больших результатов. В нашем деле так не бывает. С ленивыми я беспощадно расстаюсь. Кстати, их потом могут подобрать другие художественные руководители. Если бы я вам назвал всех впоследствии знаменитых артистов, с которыми я попрощался, это произвело бы на вас большое впечатление. Это по моей шкале из них ничего не получилось. По другой шкале, такой расслабленной и вялой, — очень даже возможно.

Куда ходят лучшие люди

Я всю жизнь имею дело с лучшей частью населения, потому что сам факт прихода в театр говорит определённым образом о человеке, о некой потребности его души. Это люди с особо тонкими фибрами и струнами, у них лица особые. Театральных зрителей много, но надо понимать, что это абсолютное меньшинство, и 90% населения любого города мира ни разу в жизни не были в театре.

Как устроена жизнь

Людей, которые обходятся без высокого искусства, – больше. Если они читают, то читают низкую литературу. Если они смотрят, то смотрят низкое, примитивное кино. Они слышат тексты примитивных песен и думают, что это и есть поэзия. Таких людей очень много. Надо понимать, что так устроена жизнь. Чтобы не разочаровываться в людях, не надо очаровываться. Надо понимать, что глупых больше, чем умных. Вот чего людям подсыпать бы хотелось? Ума.

Про инстинкт коллективности

Спектакль – это компания, команда, очень коллективное дело. Тут очень важно уметь отбросить всё, что мешает в наших личных отношениях, и стать партнёрами. Потому что партнёрство – это высокое проявление товарищества. Все мелкие дрязги тут неприемлемы, потому что мы играем спектакль. У нас есть ритуалы перед началом каждого спектакля, когда мы все как бы клянёмся, что мы вместе. В театре работают не просто артисты-одиночки, а должны быть люди, которые натренированы на товарищество, у которых выработан такой инстинкт. Театры, где не радуются успеху товарища, разваливаются. Как сказал Николай Павлович Акимов: «На глазах у врага творить нельзя».

Как влюбляются студенты

Не могу найти способ заинтересовать своих студентов друг другом. Они интересуются друг другом в «романном» смысле. Причём они так заняты, у них такие расписания, что, когда у них заводятся романы – это информация к большому размышлению. В какие моменты, в какие щели времени они втискивают свои романы? Вот сейчас, пока я с вами разговариваю, это и происходит. Но это попарно. А увлечь их создать коллективную театральную историю – сейчас почти невозможно.

Про самое сложное

Я бы хотел, чтобы вы посмотрели наш спектакль «Сирано де Бержерак». Стихотворная пьеса – это самое сложное, что есть в нашем деле. Речь на сцене – для меня, пожалуй, самый выразительный показатель. По тому, как артист произносит текст, в каких он отношениях с текстом, я сужу об уровне этого артиста, об уровне режиссёра, который делал этот спектакль, и об уровне театра.

Оригинал

Издательство: Театрал on-line Автор: Екатерина Купреева 09.06.2025