Константин Райкин. Своим голосом
![Константин Райкин. Своим голосом - фотография](/upload/resize_cache/iblock/2ca/740_600_0/mthucn8764jkkxt78bhyvsktgp1a0fs1.jpeg)
22 мая Российский государственный театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина на сцене Русдрамы представил уфимцам поэтический моноспектакль «Константин Райкин. Своим голосом».
На моноспектакле маэстро читал стихи своих любимых поэтов Давида Самойлова и Александра Пушкина. Два с половиной часа. Наизусть. Виртуозно, как дирижер, управляя рифмами, смыслами и эмоциями. В красивом смокинге, полный жизни и энергии Константин Аркадьевич был так неотразим, так заряжал своим настроением зал, что зрители не удерживались от аплодисментов практически после каждого, даже совсем небольшого стихотворения. Артисту 72? Станиславский бы крикнул: «Не верю!»
Фронтовой поэт Давид Самойлов писал, в основном, о войне и о любви. Но Константин Аркадьевич для первого отделения моноспектакля сделал уникальную подборку самых разных стихов поэта. Про восприятие мира детскими глазами и про любовь, про красоту и старость. Звучали строки о тонких состояниях души подростка и жизненные зарисовки и, конечно, военная лирика… Стихи с необыкновенной легкостью уносили слушателей из серых будней в сверкающие космические дали, погружая их, порой, в диаметрально противоположные эмоции — от светлой ностальгии, радости до тихой грусти, царапающей сердце.
Проигрывая, проживая каждое стихотворение, как маленький волшебный спектакль, Константин Аркадьевич показал высший пилотаж столь любимого им лицедейства удивительным образом преображаясь в разных произведениях то в восторженного и только открывающего для себя мир ребенка, то в измученного ревностью юного Отелло…
А как вкусно прозвучала симфония обеденного стола в стихотворении «Гость у Цыгановых»! Песня!
«…В мгновенье ока юный огурец
Из миски глянул, словно лягушонок.
И помидор, покинувший бочонок,
Немедля выпить требовал, подлец.
И яблоко моченое лоснилось
И тоже стать закускою просилось.
Тугим пером вострился лук зеленый.
А рядом царь закуски - груздь соленый
С тарелки беззаветно вопиял
И требовал, чтоб не было отсрочки…»
Красивый голос гениального актера трепетал от страсти, срывался на грассирующий рык или отчаянный крик, шепот, сохраняя при этом уникальную мелодию стиха и легкую иронию автора…
Второе отделение было посвящено нашему «всему», солнцу русской поэзии Александру Сергеевичу Пушкину, любовь к которому, по мнению Райкина, напрочь отбивают плохие педагоги на скучных уроках литературы в школе.
На пресс-конференции Константин Аркадьевич так объяснил выбор материала для моноспектакля:
Я люблю поэзию и обожаю Пушкина. Но Райкин открыл совсем другие глубины и смыслы знакомых строк. Они звучали как-то по новому, полностью растворяя все посторонние мысли в волшебных рифмах…— Баланс и борьба между добром и злом происходит постоянно. Хорошая классика всегда попадает в проблему времени. Нет такой проблемы у нас сейчас в стране, которая бы не была отражена в творчестве Пушкина. Почему я включил в концерт «Сказку о царе Салтане»? Она очень игровая. Это огромный, роскошный материал для актера.Пушкин сам ведь был пламенный, веселый, впечатлительный, влюбчивый, доверчивый, живущий фантастически свободной внутренней жизнью человек. Нельзя к нему относиться как к идолу. Когда работаешь с его необыкновенными произведениями, надо попытаться встать с ним вровень. И даже похлопать его по плечу. Молясь, как на солнце, вряд ли получится облечь стихи поэта в достойную гения форму.