Константин Райкин. Своим голосом
22 мая Российский государственный театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина на сцене Русдрамы представил уфимцам поэтический моноспектакль «Константин Райкин. Своим голосом».
На моноспектакле маэстро читал стихи своих любимых поэтов Давида Самойлова и Александра Пушкина. Два с половиной часа. Наизусть. Виртуозно, как дирижер, управляя рифмами, смыслами и эмоциями. В красивом смокинге, полный жизни и энергии Константин Аркадьевич был так неотразим, так заряжал своим настроением зал, что зрители не удерживались от аплодисментов практически после каждого, даже совсем небольшого стихотворения. Артисту 72? Станиславский бы крикнул: «Не верю!»
Фронтовой поэт Давид Самойлов писал, в основном, о войне и о любви. Но Константин Аркадьевич для первого отделения моноспектакля сделал уникальную подборку самых разных стихов поэта. Про восприятие мира детскими глазами и про любовь, про красоту и старость. Звучали строки о тонких состояниях души подростка и жизненные зарисовки и, конечно, военная лирика… Стихи с необыкновенной легкостью уносили слушателей из серых будней в сверкающие космические дали, погружая их, порой, в диаметрально противоположные эмоции — от светлой ностальгии, радости до тихой грусти, царапающей сердце.
Проигрывая, проживая каждое стихотворение, как маленький волшебный спектакль, Константин Аркадьевич показал высший пилотаж столь любимого им лицедейства удивительным образом преображаясь в разных произведениях то в восторженного и только открывающего для себя мир ребенка, то в измученного ревностью юного Отелло…
А как вкусно прозвучала симфония обеденного стола в стихотворении «Гость у Цыгановых»! Песня!
«…В мгновенье ока юный огурец
Из миски глянул, словно лягушонок.
И помидор, покинувший бочонок,
Немедля выпить требовал, подлец.
И яблоко моченое лоснилось
И тоже стать закускою просилось.
Тугим пером вострился лук зеленый.
А рядом царь закуски - груздь соленый
С тарелки беззаветно вопиял
И требовал, чтоб не было отсрочки…»
Красивый голос гениального актера трепетал от страсти, срывался на грассирующий рык или отчаянный крик, шепот, сохраняя при этом уникальную мелодию стиха и легкую иронию автора…
Второе отделение было посвящено нашему «всему», солнцу русской поэзии Александру Сергеевичу Пушкину, любовь к которому, по мнению Райкина, напрочь отбивают плохие педагоги на скучных уроках литературы в школе.
На пресс-конференции Константин Аркадьевич так объяснил выбор материала для моноспектакля:
Я люблю поэзию и обожаю Пушкина. Но Райкин открыл совсем другие глубины и смыслы знакомых строк. Они звучали как-то по новому, полностью растворяя все посторонние мысли в волшебных рифмах…— Баланс и борьба между добром и злом происходит постоянно. Хорошая классика всегда попадает в проблему времени. Нет такой проблемы у нас сейчас в стране, которая бы не была отражена в творчестве Пушкина. Почему я включил в концерт «Сказку о царе Салтане»? Она очень игровая. Это огромный, роскошный материал для актера.Пушкин сам ведь был пламенный, веселый, впечатлительный, влюбчивый, доверчивый, живущий фантастически свободной внутренней жизнью человек. Нельзя к нему относиться как к идолу. Когда работаешь с его необыкновенными произведениями, надо попытаться встать с ним вровень. И даже похлопать его по плечу. Молясь, как на солнце, вряд ли получится облечь стихи поэта в достойную гения форму.