«Король» рассказывает…
«Золотая Маска» сезона 2006—2007 года за лучшую мужскую роль — роль короля Лира — одна из четырёх в золотомасочной коллекции народного артиста России Константина РАЙКИНА. Три спектакля привёз на гастроли в Екатеринбург театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина, и все три вечера в Театре драмы (Октябрьская пл., 2) это один спектакль — «Король Лир» в постановке Юрия БУТУСОВА, и король — Константин Райкин.
На короле нет пурпурной мантии с горностаевой опушкой. Это, конечно же, не «костюмный» ШЕКСПИР. Кажется, что Райкин на снимке не в роли, а на репетиции. Но он — в роли. Потеря величия вместе с потерянным королевством — лишь обертон постановки. Смысл спектакля зрители «прочтут» и прочувствуют сами, а о том, что более всего волнует в трагедии короля исполнителя королевской роли, он рассказал сам на встрече в театре 29 февраля, накануне первого спектакля, когда на сцене монтировали декорации.
— «Король Лир» — одна из самых великих пьес всех времён и народов. Король — познающий герой. Но он начинает понимать мир, только оказавшись в других условиях, познавать истинные его ценности только в конце жизни.
И о многом другом — театральном, нетеатральном в контексте театра и жизни — «король» тоже рассказывал…
В разговоре с художественным руководителем «Сатирикона» Константином Райкиным вопросы сыграли роль поддерживающих диалог реплик: «А как вы думаете…» или «А почему вы…» И народный артист России, играющий на гастролях в Екатеринбурге короля Лира, по-королевски щедро рассказал, о чём думает и почему.
Любимый среди неродных
— Екатеринбург для меня неродной город. Я здесь не родился, не жил, нет в нём родственников, в отличие от Ленинграда, теперь Санкт-Петербурга, или Москвы. Но среди «неродных» — один из любимых. Самые первые гастроли «Сатирикона» состоялись здесь в 1998 году, когда гастролей в стране уже не было. Беспрецедентные по длительности — 21 день! Здесь мы сыграли всё самое лучшее. Сыграли премьеру «Гамлета» в постановке Роберта СТУРУА — самый первый спектакль, и второй, и третий, незапланированный. Так захотела свердловская публика. Я благодарен господину ЧЕРНЕЦКОМУ, сделавшему всё, чтобы те гастроли состоялись. Екатеринбург для меня — главный в «театральном поясе» Урала, который люблю…
Самые первые гастроли молодого артиста театра «Современник» Кости Райкина тоже прошли в Свердловске. Вместе со всей труппой он побывал тогда на встрече с Борисом ЕЛЬЦИНЫМ. Ельцин сказал замдиректора театра, даме весьма строгой: «Вы уж Костю не обижайте. Он очень талантливый». — «Ну, его, кажется, обидишь!..» Кстати, именно в Свердловске Райкин впервые вышел один на один с публикой, выступая «соло».
Держали паузу
«Сатирикон» не был в Екатеринбург долгие 9 лет. Хотя Константин Аркадьевич и в этот период неоднократно приезжал с сольными выступлениями, и город наш отлично знает, и надеется не на одну ещё встречу.
— Сейчас мы вынуждены гастролировать. Наше театральное здание на двухгодичной реконструкции. В Москве мы играем по соседству с ним — в центре «Планета КВН». Александр МАСЛЯКОВ весьма доволен, что с нашей помощью на эту «планету» привлечена интеллигентная публика. К екатеринбуржцам мы приезжали, наверное, не меньше десятка раз. Пауза в гастролях объясняется просто: мы технически объёмный и тяжёлый для принимающей стороны театр. Мы — ответственный театр и хотим гастрольные спектакли играть так же, как на своей сцене. Привезли сейчас «Короля Лира», чью техническую сторону можно обеспечить на месте. Хочется показать в Екатеринбурге «Лондон-Шоу». Это не шоу, а Бернард ШОУ, спектакль по его пьесе «Пигмалион». В роли Элизы — Лиза МАРТИНЕС, папашу Дулитла играет Григорий СИЯТВИНДА. Помимо того, что оба — замечательные артисты, они — темнокожие артисты и самим своим обликом могут выручить на зарубежных гастролях. В Великобритании, например, теперь артисту, играющему Отелло, нельзя гримироваться «под мавра» сажей, как делал Лоуренс ОЛИВЬЕ. Нельзя так нельзя, у нас Гриша есть… Мне хочется сыграть в Екатеринбурге «Человека из ресторана». Это постановка Егора ПЕРЕГУДОВА по повести Ивана ШМЕЛЁВА. К своему стыду, не читал её раньше, а когда прочитал, то… Играю в этом «сказе о благородстве жизни» главного персонажа — Скороходова. И недавнюю свою постановку «Все оттенки голубого» тоже хотел бы здесь представить.
«Ленинградское дело» о милосердии
На февральских гастролях в Санкт-Петербурге с этим спектаклем произошла нетеатральная драма. Его дважды чуть не сорвали «борцы за нравственность», анонимно сообщив, что «Балтийский дом» заминирован.
— У нас в последнее время сформировался целый стан обиженных и оскорблённых. Мне горько, что некоторые представители церкви, испытавшей в нашей стране в течение 70 лет страшные гонения, физическое уничтожение священнослужителей, сейчас применяют «совковые» методы запрета к искусству. Никак не комментируя их «бомбу», я вышел на сцену, обратился к зрителям, что надо покинуть театр и что спектакль мы обязательно доиграем. Тяжело было зрителям ждать полтора часа на морозе. Представьте, каково было артистам, продолжившим спектакль с «оборванного» слова… Сообщение о новой «бомбе» пришло перед началом второго спектакля. Всё повторилось. И зрители вернулись в зал, и в финале снова — овация, стоя, у многих слёзы… С давних пор, со времён ЖДАНОВА, надо отделять ленинградское начальство от ленинградской публики. Люди поняли, что я, старый боевой натурал, обратился к замечательной пьесе Владимира ЗАЙЦЕВА не потому, что воспылал внезапным интересом к теме нетрадиционной ориентации. Спектакль о том, что к человеку, иному, чем большинство, надо относиться как к человеку. Тема — лишь повод поговорить о милосердии, сострадании. Христианских, кстати, ценностях. Намертво забудет о них не читающее, необразованное, агрессивное и тёмное поколение, которое таким и вырастет, если мракобесие будет в приоритете.
Организаторы уже посматривали на часы. И Константин Аркадьевич сказал нам всем: «Спасибо!» Добавил: «Извините, что много говорил…» Прошёл мимо, близко, «мелькнул» горьковатый и лёгкий, прямо-таки королевский аромат. Тут-то и вспомнила: он же раньше собирал интересный парфюм, видимо, и сейчас… Эх, не спросила!
Вечерний Екатеринбург: «Король» рассказывает…