Размер шрифта:
Изображения:
Цветовая схема:

«Молодость приходит с годами»

«Молодость приходит с годами» - фотография

В Уфе на сцене Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан 22 и 23 мая с аншлагом прошли гастроли Российского государственного театра «Сатирикон» имени Аркадия Райкина, который привез для уфимского зрителя два совершенно замечательных спектакля – известную музыкальную комедию «Плутни Скапена» по пьесе Жана Батиста Мольера в постановке Константина Райкина и поэтический моноспектакль в исполнении самого мэтра «Константин Райкин. Своим голосом».

«Плутни Скапена» – это премьера 2020 года, относящаяся по времени к эпохе ковида, когда театры впервые после долгого перерыва начали открывать свои двери истосковавшимся зрителям, которым необходим был именно такой фееричный, радостный спектакль-праздник. Впрочем, настоящая, честная, искренняя радость необходима нам и сегодня – это радость творчества, профессии и жизни. «Плутни Скапена» театра «Сатирикон» – абсолютно жизнеутверждающий, искрометный, умный, великолепно сделанный и превосходно сыгранный актерами спектакль, где искусство рождается здесь и сейчас – из воздуха и волшебной, безусловной, по-детски наивной веры в театр. Неслучайно сценическое пространство «Скапена» (сценограф – Борис Валуев) – свободное и полностью отданное актерам – представляет собой некую эстраду, обрамленную светящимися лампочками, куда в начале спектакля выезжает небольшая платформа с ударными инструментами, на которых каждый исполнитель своей роли может что-то сыграть.

А играют здесь все! Сам способ существования актеров «Сатирикона» – игровой, в котором отчетливо угадывается виртуозная и заразительная актерская школа мастера – Константина Аркадьевича. Особенно это проглядывает в игре Артема Осипова, представляющего собой Арлекина из комедии дель арте, который изящно и ловко управляет всем действом и героями, как марионетками. Его Скапен легкий, азартный, летящий и потрясающе пластичный. Порой кажется, что это человек-оркестр, который может сыграть все. Впрочем, так и происходит. Достаточно вспомнить сцену, когда Скапен очень хитро и умело обходится с Жеронтом – Дениса Суханова (также невероятно смешно исполняющего свою роль), заставляя его спрятаться в огромный мешок и пугая затем голосами разных персонажей, среди которых есть бандиты, солдаты, кавказцы, мексиканцы… Вонзая в тело замученного, заикающегося от страха и задыхающегося в мешке Жеронта острые палки, всячески издеваясь над ним, даже превращая в ползучую улитку, Скапен получает колоссальное удовольствие от собственной игры. Жонглируя длинными палками, которые достает откуда-то из своих глубоко спрятанных карманов, он превращает их то в пилки, которыми подтачивает ногти, то в бритву, коей бреет бороду Арганта – Георгия Лежава, делая при этом оному массаж лица. В руках Скапена – Артема Осипова все предметы оживают и начинают искриться какой-то неожиданной, непредсказуемой новой жизнью: например, шляпа превращается в женскую грудь, тарелки ударной установки – в зонт, а барабан – в кастрюлю, в которой он варит суп, деловито помешивая и пробуя на вкус все теми же палками. Лацци (комические сцены в комедии дель арте) актера неожиданные, спонтанные, блистательные.

Нельзя не отметить образ Сильвестра, созданный Александром Гунькиным, который в начале кажется статичным, неуклюжим и неповоротливым громилой, но каковы же были удивление и восторг зрителей, когда он вышел в образе бандита в плаще, шляпе, темных очках и с драйвом, в невероятно быстром темпе исполнил бит, вызвав оглушительные аплодисменты. Певцы Елена Голякова, Евгения Абрамова и Ярослав Медведев в блестящих одеждах очень вкусно и стильно поддерживали площадной дух спектакля, неся с собой добрую иронию и импровизационный заряд.
Уфимский зритель в тот вечер буквально падал от неудержимого смеха со своих кресел. От того самого, радостного и заразительного, которым мы в театре, к сожалению, сегодня мало смеемся, так как подлинных комедий в наши дни практически не встретишь. Это очень сложный жанр, дающийся не каждому режиссеру и актеру… А вот труппа театра «Сатирикон» владеет подобной магией и тайной игрового театра.

…Второй вечер был кардинально другим – лирическим и нежным. Константин Аркадьевич в первом отделении читал стихи Давида Самуиловича Самойлова, а во втором – Александра Сергеевича Пушкина. Читал на протяжении трех часов без какого бы то ни было музыкального сопровождения, лишь «Русский вальс» Дмитрия Шостаковича звучал в самом начале и в финале – на поклоне.

И снова на сцене ничего нет: никаких декораций, приспособлений, за которыми артист мог бы спрятаться, прикрыться, чтобы перевести дух, отдышаться или настроиться. Нет, абсолютно пустая сцена, освещенный лучом света микрофон, актер и семьсот пятьдесят зрителей в креслах партера и на балконе, пришедших послушать Мастера, который буквально взлетел на подмостки, чтобы отдаться стихии поэзии. В этот момент Константин Аркадьевич уже был наполнен энергией, которая мощным потоком лилась со сцены, наполняя зрительный зал особой живительной силой. «Откуда столько энергии!» – вслух удивился незнакомый зритель, сидевший рядом. Действительно, откуда?! Вот зазвучали стихи о детстве, и театральное пространство исполнилось особой доверительной атмосферой.

Когда Константин Аркадьевич, хитро улыбаясь, начал короткое стихотворение «А вот и старость подошла…», он сделал паузу и, оглядев зрительный зал, который в это мгновение рассмеялся и зааплодировал Артисту, продолжил, выделяя каждый слог: «На цы-поч-ках». И снова пауза, снова ирония в глазах чтеца, снова смех в зале. Дочитав строки про старость, Константин Аркадьевич сказал, что в финале еще вернется к этой теме.

Одно стихотворение плавно перетекало в следующее, таким образом выстраиваясь цепочкой в строго организованную структуру и драматургию спектакля. Читая стихи, Константин Аркадьевич не перевоплощался, не рвал утрированно душу, напротив, поэзия лилась без напора, естественно, играючи и звеня. Но одновременно, если он читал, например, стихотворение «Ревность» или «Старый Дон Жуан» и другие, нам действительно являлись эти персонажи со всеми их характеристиками и красками. Причем гость это делал опять-таки свободно, что называется, по щелчку, без долгих приготовлений. Беседуя в антракте с коллегами, мы удивлялись: как удается Константину Райкину столь долго держать внимание зала? «Талант!» - восклицал кто-то. Да, талант, но помноженный на школу, упорный труд, волю и дисциплину. На пресс-конференции Константин Аркадьевич отметил, что театр – это часы, отлаженный, организованный и организующий людей механизм. Представляется, что вся жизнь самого Константина Райкина – жесткая самодисциплина, добросовестный труд, а это куда важнее, чем только талант. Впрочем, и про таланты было прочитано стихотворение, которое Константин Аркадьевич посвятил своим студентам и прочитал так мягко, проникновенно и с такой нежностью к ученикам, что даже в этом небольшом отрывке «билось» большое и горячее сердце наставника юных.

Финальной частью второго отделения стало головокружительное и стремительное прочтение пушкинской «Сказки о царе Салтане». Рефреном повторяя «Ветер по морю гуляет / и кораблик подгоняет», Константин Аркадьевич каждый раз настолько убыстрял темп, что его движения превращались в танец. Заканчивая моноспектакль, Константин Аркадьевич отметил чуткость и молодость души уфимского зрителя, несмотря на то, что в зале в основном присутствовали люди среднего и старшего возраста. И еще в связи с этим он поделился своими воспоминаниями:

«Однажды Леонид Утесов сказал мне: «Старик!» – а я был еще маленький, – лицо Константина Аркадьевича озарилось присущей ему искренней, детской улыбкой. – «Молодость приходит с годами!» Сам я понял это позже. В наше время три часа слушать стихи – большой труд, – отметил мастер и продолжил словами Комического актера из «Фауста» Гёте: «И плакать и смеяться, не замедлив / Сумеет тот, кто юн и желторот. / Кто вырос, тот угрюм и привередлив, / Кому еще расти, тот все поймет…»

Это было адресовано нам – зрителям. Спасибо, Мастер!

Оригинал

Фото: Булат Гайнетдинов

Издательство: Вечерняя Уфа Автор: Айсылу Сагитова 30.05.2023

Спектакли