No signal…или «будущего может и не быть»
Событием для публики и театрального сообщества Петербурга стали гастроли театра Сатирикон в начале ноября 2024, в рамках проекта «Мосты через время». Спектакль «Государь-стендап» режиссера Александра Локтионова представляет собой многослойное путешествие через пространство и время, соединяя культурные коды 2024 года с футуристическими видениями 3024-го, несет нам послание, которое, возможно, поможет сохранить то, что нам дорого здесь и сейчас.
Вдохновленное концертами Machine Gun Kelly и выступлениями Kraftwerk, художественное (Филипп Шейн), видео (Алексей Былинский) и световое (Иван Васецкий) оформление спектакля создает атмосферу постапокалиптического шоу. Сцена покрыта черной древесной стружкой, плакат с мультгероями в стиле Max Fleischer Studio, старые телевизоры с фигурками Девы Марии, огромный гроб-кулисы и мечи в камне усиливают ощущение надвигающейся катастрофы. Музыка группы «Dead Platon», включающая в себя разножанровые композиции от death metal до бардовской пясни (басни в виде песни: «пчела и портал времени», «синичка и железный человек»), добавляет разнообразие и глубину звукового сопровождения.
Актёрский ансамбль: Даниил Пугаёв, Илья Денискин и Ярослав Медведев демонстрирует высочайшее мастерство и эмоциональную глубину, то отстраняясь в роли эксцентричных персонажей, то напрямую проявляя свою личностную позицию. Алина Доценко в роли Марфуши ведет свой комический конферанс и привносит в спектакль энергию и искренность, умело существуя в логике, воспроизводя пластику и голос девочки-киборга, отвечая на реакции зала, балансируя между комическими и философскими моментами. Даниил Пугаёв в роли Петра Первого на ходулях и в золотом камзоле, нерешительного Ивана Грозного, дикого Никколо Макиавелли заражает своей яркой харизмой, добавляет спектаклю элементы сатиры и гротеска. Его монологи о современности, произнесенные с горькой иронией и сарказмом, вызывают живую реакцию зрителей. Быстрые переодевания, грубые шутки, камера, концептуальные и нарочито-примитивные видеопроекции в сочетании с светом и музыкой рейва и глубокими лирическими моментами одновременно отражают разнообразный информационный мир современного человека и отвечают на потребность зрителя быть захваченным. За умопомрачительными стендапами, комическими сценами, эстрадными миниатюрами, разоблачающими капиталистическое, социальное устройство рэпами, важной частью постановки является исторический дискурс, команда спектакля вдохновлялась трактатами Макиавелли и Платона.
«Государь» Никколо Макиавелли, написанный в 1513 году, является одним из самых известных трактатов по политической философии, в спектакле его значение то обесценивается, то внезапно обретает созвучный современности смысл. Борис Гройс в «Политике поэтики» пишет: «Худшее, что можно сказать о художнике — что его искусство безвредно». «Государь-стендап» «позволяет проанализировать собственную эпоху в сопоставлении с историческим прошлым», и есть надежда, что зритель найдет время познакомиться с первоисточником. Спектакль Александра Локтионова обращается к вечным вопросам человеческой природы и общества. Актеры, сценография и музыкальное сопровождение делают это произведение значимым событием, во всей полноте эстрадного жанра, отвечая на запрос театрального зрителя нашего времени. Множественность финалов этого постдраматического действия и песня «Hotel California» группы Eagles в конце этой межвременной экспедиции лишь подчеркивает неизбежность самоуничтожения музыки, театра и реальности в том виде, в котором они существуют сейчас, и делает нас свидетелями этой смерти, накрывающей белой тканью, стирающей со временем все вокруг. Как пишет Ямпольская в книге «Искусство феноменологии»: «философствовать, в конечном итоге, значит учиться умирать».
Идеалистические высказывания персонажей лишь усиливают ощущение безысходности, создавая глубокую и многозначительную тишину в зале: «любуйтесь природой, хвалите себя за достижения, больше улыбайтесь, заботьтесь о здоровье, живите здесь и сейчас, будущего может и не быть», «всех сограждан родила одна земля, все сограждане родственники, каждая мать и моя мать, каждый ребенок — мой ребенок». Бьется человеческое сердцем, актёры поют закрытым ртом, символизируя сокровенные эмоции, которые невозможно выразить словами. На время спектакля «Государь-стендап» у зрителя появляется возможность стать философом, взглянуть на свое бытие с ироническим отстранением и отнестись ко всему философски.
Оригинал.