От «Шутников» и Константина Райкина до диалога с детьми
#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Спектакли артистов театра «Сатирикон», театральная лаборатория Дмитрия Крестьянкина, встречи и новые открытия взбодрили норильчан в полярную ночь и подарили множество приятных моментов.
Напомним, что инициатором первого норильского фестиваля «Театральные сезоны» стала компания «Норникель», а поддержку ему оказала администрация города.
Гастрольная составляющая второго этапа фестиваля оказалась не менее интересной, чем его начало. Ведь далеко не каждый год в Норильск приезжает любимый россиянами театр «Сатирикон». Три дня пребывания артистов в северном городе ознаменовались тремя спектаклями. Двойным аншлагом встретили норильчане постановку по пьесе драматурга Александра Островского «Шутники» и бурными овациями приветствовали любимого артиста в его поэтическом моноспектакле «Константин Райкин. Своим голосом».
Гости Норильска отметили особую теплоту и открытость, с которыми их встречает норильская публика, не скупящаяся на аплодисменты.
«В Норильске мы первый раз в этом театральном сезоне сыграли спектакль-парадокс «Шутники». Мы его вспомнили, репетировали и дважды отыграли на сцене вашего театра. В какой-то степени он стал показателем наших профессиональных качеств, потому что театр «Сатирикон» – это профессиональный театр», – пояснил Константин Райкин, народный артист России, художественный руководитель театра «Сатирикон».
В сюжет спектакля вошли главные герои других четырех пьес Островского: «Гроза», «Бесприданница», «Лес» и «Снегурочка». Массовая сцена в постановке ассоциируется со шкатулкой, откуда и появляются главные герои этих пьес. Эта находка принадлежит режиссеру спектакля Евгению Марчелли.
«Островский – это своего рода тест на взросление, на художественную состоятельность. Русскоязычный артист обязательно должен поиграть роль или роли Островского. Это какая-то прививка вкуса, смысла, художественности. Это самый высокий образец русской драматургии, а «Шутники» – это малоизвестная пьеса драматурга, которую я очень люблю», – добавил Константин Райкин.
Спектакль динамичный, яркий, веселый. По зрительному залу то и дело прокатывались взрывы смеха.
«Я играю роль богатого человека с некрасивой фамилией Хрюков, и мне хотелось сделать так, чтобы его хоть как-то приблизить из животного мира к миру людей. Показать его человеческие стороны, которые, может быть, и не так плохи. Этот богатый человек, сам себе на уме, вдруг влюбляется, и это чувство неожиданное для него самого. Он, столкнувшись с этим чувством, готов жертвовать своими деньгами, своей состоятельностью ради возлюбленной», – пояснил актер Денис Суханов, сыгравший роль Хрюкова в спектакле «Шутники».
Его партнерша и возлюбленная по спектаклю Анна Павловна – в исполнении прекрасной актрисы Алены Разживиной.
«Я первый раз плотно работала с Денисом Сухановым, с режиссером Евгением Марчелли, и весь процесс создания спектакля получился веселый, интересный. Евгений Жозефович во время одной репетиции сказал, что человек, который в этой постановке больше всего хочет замуж, – это Анна Павловна. Хотя это и нигде не говорится. Весь сюжет закручен вокруг свадьбы младшей сестры Анны и ее жениха», – поделилась актриса.
Поэтический моноспектакль «Константин Райкин. Своим голосом» особенно отозвался в сердцах тех, кто любит поэзию Александра Пушкина и Давида Самойлова. Именно их произведения, которые так или иначе связаны с жизненными вехами Константина Райкина, он собрал в своем выступлении.
«Если говорить про Пушкина, то он главная фигура в нашей культуре, и выше его и значимее его нет. Давид Самойлов – это такое пушкинское направление в отечественной поэзии ХХ века. Это великие фамилии, без которых культура наша невозможна. Именно поэтому этот свой моноспектакль я решил заполнить поэзией. Этот спектакль – моя жизнь, которая вместе со мной меняется», – отметил народный артист России.
Константин Райкин считает, что каждый актер хотя бы раз в жизни должен выйти к зрителю с моноспектаклем.
«Это полезная практика артиста, когда он один на сцене и ничего его спасти не может. В моноспектакле обычно играют либо очень плохие артисты, чтобы его больше не с кем было сравнивать, либо очень хорошие, когда он в полной мере может раскрыть свой талант и показать его новые грани. Партитура спектакля – это партитура твоих нервов, твоих мышц, эмоций. Если ты мастер, то ты сможешь продержать зрительный зал в течение полутора-двух часов в интересе и активном слушании, восприятии, при натянутых нитях внимания – и публика все время будет за тобой пристально следить», – добавил Константин Райкин.
Три гастрольных дня артистов театра «Сатирикон» пролетели на одном дыхании, и, прощаясь с норильской публикой, они говорили, что с удовольствием снова сюда вернутся.