Размер шрифта:
Изображения:
Цветовая схема:

Побег из курятника

Побег из курятника - фотография

Орнитологическое шоу "Шантеклер" в "Сатириконе"

Премьерные показы "Шантеклера" идут, на бродвейский манер, 17 дней подряд. Константин Райкин, поставивший романтическую пьесу Эдмона Ростана из жизни пернатых, дал спектаклю подзаголовок "драматическое шоу".

Действие пьесы Ростана происходит в курятнике; Шантеклер - имя главного героя, петуха, плейбоя и романтика: он уверен, что своим "кукареку" заставляет вставать солнце. Если отбросить не слишком внятную сегодня полемику драматурга с литературными оппонентами, "Шантеклер", сочиненный в 1910 г. , предлагает в аллегорической форме расхожий набор романтических клише (на темы "поэт и женщина", "поэт и толпа" etc). Собственно, галльский петух, покоряющий местных кур красноречием и выдающимися вокальными данными, - что-то вроде пародийной версии Сирано де Бержерака: вместо гигантского носа у него клюв. Помимо разнообразных обитателей птичьего двора в патетической драме участвуют совы, фазаны, цесарки и прочая дичь. "Вот ежели, сестрицы, при красоте такой и петь вы мастерицы. .. " - решили, вероятно, в "Сатириконе", и ростановские куры запели.

Лучше всего авторам нового "Шантеклера" удалась реклама: всяк идущий в "Сатирикон" знает теперь, что увидит уникальное зрелище - первый спектакль, для производства которого государственный репертуарный театр взял коммерческий кредит. Через три года "Сатирикон" обязан вернуть банку "Диалог-Оптим" $300 000. Это, кстати, только половина стоимости постановки: даже по скромным подсчетам, "Шантеклер" - самый дорогой из московских театральных проектов. Одних только костюмов в нем 300 штук - законы жанра требуют, чтобы зрелище выглядело богато.

Разумеется, художник Алла Коженкова расстаралась, пустив большую часть бюджета на пух и перья. Не сказать, что ее орнитологическое дефиле производит впечатление невероятной дороговизны, но ростановскому сюжету оно вполне соответствует - фантазия кутюрье оказалась именно что курам на смех. В то, что эти костюмы, даже вкупе с громоздкими декорациями, обошлись театру в полмиллиона, верится как-то с трудом - того же эффекта можно было добиться и более скромными капиталовложениями. Зато понятно, почему Константин Райкин так и не решился назвать свой спектакль мюзиклом, предпочтя оксюморон "драматическое шоу". Новоизобретенный жанр - единственное оправдание тому, что хореографию в "Шантеклере" заменяет скучная и крайне бестолковая суета массовки на сцене (хореограф - Александр Пепеляев) , а музыку - три с половиной часа нотного мусора (автор - Илья Хмыз) , из которого можно выкроить в лучшем случае 30-секундную телевизионную заставку. Мюзиклом и впрямь называется что-то другое.

Покуда "шоу" терпит оглушительное фиаско, лучшие актеры "Сатирикона" отчаянно пытаются спасти "драматическую" составляющую "Шантеклера". Например, Григорию Сиятвинде отменно удалась роль Дрозда. А Денис Суханов и Марина Кангелари старательно чертят любовную линию между Шантеклером и Фазаньей Курочкой, достигая неподдельного драматизма в сцене "утро в курятнике". Кажется, только их самоотверженный труд хотя бы временами удерживает "Шантеклер" от полного эстетического дефолта. Который, впрочем, вряд ли тесно связан с коммерческим результатом предприятия - при ценах на билеты в 700 - 1000 руб. и массированной рекламной кампании затраты на куриное шоу, скорее всего, окупятся вполне благополучно.

Оригинал.

Издательство: Ведомости Автор: Олег Зинцов 14.05.2001

Спектакли