Размер шрифта:
Изображения:
Цветовая схема:

Про красоту поражения

Про красоту поражения - фотография

29 марта театр «Сатирикон» выпускает премьеру спектакля «Сирано де Бержерак» Э. Ростана в постановке художественного руководителя театра Константина Райкина. В 1992 году Константин Аркадьевич сыграл Сирано де Бержерака в одноименном спектакле Леонида Трушкина. Райкин поставил совсем другой спектакль.

О жизни поэта Сирано де Бержерака известно немногое. О его крупном носе судят по портрету из посмертного издания его сочинений. Считается, что его настоящее имя — Савиньен Сирано, хотя он порой подписывался Александр де Сирано Бержерак, Эркюль де Бержерак, Сирано де Бержерак. По одним данным, Сирано — дворянин, гасконец, вырос в родовом замке, по другим — сын адвоката и коренной парижанин. В девятнадцать лет Сирано по совету друга Лебре поступил в гвардейский корпус.

Единственным способом прославиться в то время были дуэли, и на счету Сирано их было не меньше, чем дней, проведенных на службе, за что гвардейцы прозвали его «демон храбрости». Вот фраза из его письма: «Я утратил бы представления о том, для чего существует бумага, если бы на ней не писали картелей (вызов на дуэль. — Прим ред.)». В историю вошла его стычка с сотней головорезов, ждавших у Нельской башни поэта Линьера. Сирано пошел вместо него, убил двух нападавших, семерых ранил, остальные сбежали. Поэт участвовал в двух военных кампаниях и был вынужден оставить службу после ранения при осаде Арраса в 1640 году.

Сменив шпагу на перо, Сирано был таким же храбрецом. В драматических произведениях он опередил свое время: за трагедию «Смерть Агриппины» церковники обвинили поэта в атеизме, в его политических памфлетах против кардинала Мазарини каждая фраза остра, как удар кинжала. Прожив короткую жизнь, де Бержерак приобрел немало врагов. В 1654 году на голову Сирано упал кусок строительной балки — неизвестно, было это несчастным случаем или спланированным покушением. От этого ранения Сирано уже не оправился, в 36 лет его не стало. Верный Лебре посмертно издал сохранившиеся произведения друга, заметив в предисловии, что во время болезни поэта был похищен сундук с его рукописями. Каждое из произведений этого издания так разительно отличается от остальных, будто они написаны разными людьми. Возвышенная трагедия «Смерть Агриппины», эффектная комедия «Одураченный педант», из которой Мольер заимствовал две сцены для «Проделок Скапена», фантастические романы «Иной свет, или Государства и Империи Луны» и «Иной свет, или Государства и Империи Солнца».

Напрочь забытого Сирано де Бержерака вернул в историю литературы писатель-романтик Шарль Нодье. По легенде, Нодье увидел на букинистическом развале пьесу де Бержерака «Одураченный педант», где против двух сцен стояла фигурная скобка и надпись чьей-то рукой (не исключено, что Мольера): «Мое». Нодье написал о Сирано эссе, затем вышла статья Теофиля Готье, тоже о де Бержераке. Его фантастические романы вдохновили Джонатана Свифта на создание «Путешествий Гулливера», а братья Монгольфье заимствовали у поэта идею бумажного шара, наполненного горячими газами, взлет которого положил начало воздухоплаванию.

Жена Эдмона Ростана Роземонда Жерар вспоминала, что он всегда интересовался судьбой Сирано де Бержерака, но идея пьесы о нем возникла, когда Ростан, сочиняя любовные письма, помог другу соблазнить неприступную девушку. Драматург основательно изучил жизнь «великого века», как называли XVII столетие, и перенес в свою пьесу. Большинство героев «Сирано де Бержерака» — реально жившие современники поэта, они цитируют популярных тогда авторов и ходят в модные в то время кабачки. Интерес Роксаны к куртуазной любовной риторике типичен для дам XVII века. Только два столетия спустя они осознали, что истинная любовь может быть молчаливой. Ростан включил в пьесу детали биографии поэта из предисловия Лебре и других источников — например, рассказ о том, как Сирано запрещал тучному актеру Монфлери играть на сцене, есть в сборнике анекдотов 1693 года.

Премьера «Сирано де Бержерака» состоялась в театре «Порт-Сен-Мартен» 27 декабря 1897 года, после Рождества, когда в театр ходили редко. Перед началом Ростан сказал Констану Коклену, игравшему Сирано: «Простите меня, друг мой! Простите за то, что я втравил вас в это безнадежное дело!» После триумфа спектакля Коклен, разыскав Ростана, сказал ему: «За такое произведение приятно и погибнуть». Из монологов Сирано, написанных Ростаном в разных стилях, как и произведения его героя, сложился живой портрет человека смелого, решительного, свободолюбивого и очень артистичного. На сцене появился новый романтический герой.

В наше время Сирано де Бержерака играли на сцене Юрий Соломин, Игорь Горбачев и Константин Райкин, в кино — Георгий Тараторкин, Жерар Депардье и многие другие актеры. Спектакль Леонида Трушкина, где Райкин сыграл Сирано, был необычной версией героической комедии Ростана. Роксана здесь быстро догадывалась, кто признавался ей в любви под балконом и писал письма, ждала признания Сирано, не дождавшись, выходила замуж за Кристиана, но на фронт приезжала к Сирано. Кристиан, осознав, что она любит вовсе не его, стрелялся, и эта смерть становилась непреодолимой преградой между влюбленными. Райкин-Сирано был гениальным поэтом, воином и философом — отважным, гордым, самолюбивым. В его герое было даже что-то демоническое. Но прежде всего он был влюбленным и очень одиноким человеком.

Репетируя свою версию «Сирано де Бержерака», Константин Аркадьевич говорит: «Мы делаем спектакль про человека, который живет из себя — так, как видит мир. Он гениальный поэт, он драчун, смельчак и может остановить спектакль и выйти один против всего зала — и при этом робеет перед красавицей и не верит, что она может его полюбить. Являясь умнейшим, остроумным, талантливейшим, он проигрывает во всем: и в карьере, и в семейной жизни. Вот такой неудачник-одиночка, на которого хочется во многом быть похожим. Сирано — это про красоту поражения».

Роль Сирано де Бержерака сыграют в разных составах два молодых, но уже ведущих актера «Сатирикона». Ярослав Медведев — один из самых востребованных в репертуаре «Сатирикона», Константин Райкин говорит о нем: «Ярослав — актер высокого дарования и широкого диапазона». И Даниил Пугаев, среди его ролей юный Фауст в недавней премьере «Как Фауст ослеп». «Даня — один из трудоголиков. <…> По-настоящему одаренный актер, причем лицедей, склонный к характерности, перевоплощению, он еще наделен очень высокой энергией и способен играть главные, ведущие роли», — сказал о Пугаеве Константин Райкин.

Оригинал.

Издательство: Театральная афиша столицы Автор: Ольга Романцова 03.05.2025

Спектакли