Размер шрифта:
Изображения:
Цветовая схема:

История взросления

История взросления - фотография

В «Сатириконе» режиссер Сергей Сотников поставил повесть Евгения Водолазкина «Близкие друзья». История «любви и смерти на троих» стала по-сатириконовски яркой и динамичной, хотя осталась по-водолазкински сосредоточенной.

Повесть начинается так: «В межвоенные годы дружили родители трех детей – Ральфа Вебера, Ханса Кляйна и Эрнестины Хоффманн. Они познакомились на Северном кладбище Мюнхена, где могилы их близких находились рядом». Дальше – детская дружба, общее взросление, непростая взаимная привязанность даже вопреки возникающему любовному треугольнику. А еще – Вторая мировая, Восточный фронт, пыльная и прекрасная Россия, где один найдет смерть, а второй выполнит детскую клятву не разлучаться даже после смерти и быть похороненными на том самом Северном кладбище. Была еще другая клятва – никогда не становиться нацистами. По иронии судьбы нацистами они действительно не стали, хоть и оказались на войне в гитлеровской армии.

Для создателей важно именно это – возможность обычному и даже хорошему человеку любой эпохи оказаться частью страшной машины «обыкновенного фашизма». Машины, которая может лишить тебя руки, жизни, сломать судьбу. Поэтому сценография Марфы Гудковой состоит из «перевертышей»: природные явления и предметы на многоуровневом помосте-трансформере постоянно напоминают о войне и смерти – поля из кладбищенского сухого ковыля, бесконечные боеприпасы, притворяющиеся чем-то знакомым и безобидным.

Сергей Сотников, в первую очередь, актер. И здесь пять артистов создают мир спектакля из этюдов, игры, открытых приемов-шуток, вроде мольбы сыграть хоть собаку, лишь бы поучаствовать в сцене, в которой «меня нет». Но кроме лихой игры тут есть страшная история взросления – по форме тоже актерский этюд, но и психологическая драма. Ральф (Даниил Пугаев) возвращает тело друга в Германию – много месяцев он возит его с собой и на себе, в герметичном ящике, который сделал сам, потому что гробов давно нет. Эта часть истории, кстати, основана на реальном факте.

В конце века состарившиеся Ральф и Эрнестина (Алена Разживина) проделают обратный путь по ступеням, придут на место смерти Ханса в российских полях. А закончится все тихими словами Книги Екклесиаста о том, что всему свое время: если дочитать ее хотя бы до конца третьей главы, то станет ясно, почему история трех немцев имеет отношение к любому из нас.

Оригинал

Издательство: Театральная афиша столицы Автор: Елена Алдашева 28.03.2021

Спектакли