Размер шрифта:
Изображения:
Цветовая схема:

«Сатирикон» в Екатеринбурге

«Сатирикон» в Екатеринбурге - фотография

«Король Лир» — сценический деликатес, не тронувший Коляду

Парад-алле для Райкина, мулатки и трех пианино


С разницей всего в две недели в Екатеринбурге побывали два статусных московских коллектива — Театр им. Вахтангова и «Сатирикон». Грех гневить судьбу, екатеринбургским театралам, действительно, предложили продегустировать сценические деликатесы. Обе постановки суперзнамениты, увенчаны «Золотыми масками». Возрадоваться бы. Но не так прост и местами суров взгляд провинциальной общественности на «понаехавших». Опять жемчуг мелковат.



«Сатирикон» в Екатеринбурге. «Король Лир» — сценический деликатес, не тронувший Коляду

Фото: ang-ekb.ru


«Евгению Онегину» прилетело с полос «Российской газеты». Случившееся можно назвать «казусом Маковецкого». Зрительницу-журналиста возмутила замена любимого актера на Гуськова и до кучи «модные изыски» режиссера Туминаса. Досталось на орехи и труппе Райкина. Постом «отчаянной дерзости» разразился и сам Николай Коляда. Вот его особое мнение.

Фото: Владимир Жабриков


«Решил поискать в интернете и нашел «Король Лир», посмотрел. Медийные лица, крики, ахи, охи, страсти. И ничего живого. Нехорошо, наверное, мне так писать, сам играю в своем спектакле и, конечно же, люблю именно его, вижу эту пьесу на сцене именно так, как у себя. Но что делать: кому-то нравится — и ура. А меня не тронуло ни капельки. Как-то все это тоскливо и пафосно. Извините. Можете написать то же самое про мой спектакль — не обижусь».

Оттенок ревности в этих словах объясним. Каждая трактовка по-своему оригинальна, не академична, но смело испытывает классику жесткими выразительными и изобразительными средствами современного театра. Постановки роднит и то обстоятельство, что главные роли исполняют худруки.

Мы не станем досконально сравнивать эти спектакли. Скажем лишь, что Коляду больше привлекло в «Лире» сентиментальное путешествие в чертоги мрачного средневековья, дикость обрядов, присущая стилистике театра ритуала, и как итог, сцена, залитая слезами.

Фото: ang-ekb.ru


В «Сатириконе» шекспировскую трагедию поставил однофамилец бывшего капитана «Наутилуса» Юрий Бутусов. Он входил в первую золотую тройку лидеров новой театральной режиссуры нулевых (остальные двое — Кирилл Серебренников и Константин Богомолов). Слава Бутусова началась со спектакля «В ожидании Годо» с участием еще одной «золотой троицы», тогда отчетливо молодой: Хабенский-Пореченков-Трухин. С этим же составом он реализовал на сцене МХТ, может быть, лучшего «Гамлета» начала 2000-х. С Райкиным сделал еще и «Ричарда III».

Современный зритель стал несколько побаиваться пьес великого драматурга, да и с фабулой знаком чрезвычайно поверхностно. Что далеко ходить за примерами. Перед началом спектакля на соседних креслах двум немолодым дамам их более юная родственница с телефона читала краткое содержание «Короля Лира». А потом они все вместе пытались разобраться, кто Кент, кто Эдгар и Глостер, кто чей сын, муж, брат.

Пугала зрителей и продолжительность спектакля — три часа с антрактом. Страхи были напрасны.

Мастер словно выключил время, сделав его совершенно незаметным. И главное, сумел рассказать абсолютно внятную историю, понятную и увлекающую зрителей разного уровня подготовки, не снижая художественной ценности. Его Лир — не обманутый слабый отец, падкий до лести, а отъявленный самодур, который привык куражится и тиранить свое семейство, как королевство. Но однажды приходит час расплаты, исполнителями ее выступают еще более прожженные циники.

Фото: ang-ekb.ru


Бутусов исподволь устраивает на сцене страшный цирк, парад духовных уродов. Постепенно все персонажи перевоплощаются или деградируют в обиженных жизнью и лицедейством несчастных арлекинов.

Буквальное указание на это режиссер, нарочно разоблачая трюк, дважды дает кульминациями в конце каждого акта, когда кровавые злодейства озвучиваются известной цирковой музыкой парада-алле.

Само действие физически скатывается все ниже и ниже. Сначала оно происходит на помосте (читай — подмостках), драпируемым белым полотнищем. Затем оказывается на арене, накрываемой красным ковром с черным подбоем, чтобы скатиться уже в самую яму, устроенную прямо на авансцене.    

Фото: ang-ekb.ru


«Король Лир» в «Сатириконе» очень винтажный спектакль. Создатели упиваются грубой материей и в бутафории, и в костюмах.

Неструганные доски, кОзлы, дворницкие метлы, ворох старых газет, мешки, покрывала, а также такие субстанции, как вода, кисельная жижа, поддельная кровь — вся эта биомасса дышит, кишит, смешивается.

Декорации находятся в постоянном движении, соотносимо с гонимым отовсюду королем. Его шатким положением на земле.

Костюмы тоже полный винтаж с элементами киберпанка, любимые режиссером еще со времен «Годо» долгополые «дизайнерские» пальто, плащи «а ля садомазо», одежки с барахолки. Перемена костюмов нон-стоп персонажами, словно в калейдоскопе, осмысленна и оправдана, точно комментирует происходящее. Дело доходит до того, что Райкин-король остается в одних трусах.

Фото: Владимир Жабриков


Трудно согласиться с резкой оценкой Коляды, судившего данный спектакль по телеверсии 2009 года. «Король Лир», с премьеры которого прошло 10 лет, не просто живучий или прекрасно сохранившийся. Он на самом деле живой, саморазвивающийся, бередящий эмоционально. Это зрелище, которое лучше смотреть с амфитеатра, как и цирковое представление, чтобы не упустить ни одну деталь. Бутусов, если рассматривать, его в роли режиссера-модельера, сшил платье для «Короля Лира» путем сложных мелких разрезов, идеальных стежков, точного кроя. Это не гордячество средней руки портных, вот какая у меня придумка, какая рюшечка. Это от кутюр. Фасонная вещь на много театральных сезонов, сделанная четко по фигуре высокопрофессиональной труппы.

Медийность лиц раздражает? Но Тимофей Трибунцев в роли Кента, Агриппина Стеклова — Регана, Денис Суханов — Глостер (Максим Аверин, кстати, не был замечен в спектакле), не сказать, чтобы вываливаются с телеэкрана, а актеры большие.

Ну и самая сумасшедшая находка постановки — Елизавета Хесусовна Мартинес Карденас. Знойная мулатка в коротком платье, исполняющая роль шута, это что-то. Безумный парад-алле во главе с Константином Аркадьевичем — потрясающим комиком и трагиком в одном лице — финиширует сильнейшей сценой: спятивший отец валяет по клавишам, играет одновременно на трех пианино телами мертвых своих дочерей.

Добрее надо быть к гастролерам, товарищи.

Оригинал статьи URA.RU:«Сатирикон» в Екатеринбурге. «Король Лир» — сценический деликатес, не тронувший Коляду




Издательство: URA.RU Автор: Евгений Иванов 09.03.2016

Спектакли