Талантливый мистер Яго
У. Шекспир. «Отелло».
Театр «Сатирикон».
Режиссер Юрий Бутусов.
Премьера 19 сентября 2013 года
Ты проваливаешься в этот спектакль, как Алиса в нору, — в темноту, где истошно кто-то горланит песню, а в контровом свете разлетаются брызги, потому что кто-то дубасит по лужам воды на столе. Актеры ловят взгляды, ждут ответа, реагируют быстро и по делу и, когда нужно, нежны друг к другу. Определенная слаженность, уверенность в деталях (знают, куда подать реплику, где стоит партнер) не сделала спектакль механистичным, запрограммированным. Яго — Тимофей Трибунцев самоотверженно и с удовольствием плетет интригу, играет на весь зал и легко вступает в отношения с первыми рядами. Так же легко, одним движением утихомиривает смех в зале, потому что его партнер должен вступить и смех тут неуместен. У него все в руках, и все пляшут под его дудочку, гитару, громкоговоритель, но только не этот напыщенный фанфарон в блестящем пиджаке — Отелло. Хотя, сколько бы Отелло — Денис Суханов ни оттягивал ножку и ни вышагивал, расправив плечи, не он главный. Центровой тут, хоть и стелется где-то возле рампы, это Яго — тщедушная нелепость в морском костюмчике. В сцене оговора (расписывая, как Дездемона изменяет) он вообще жарит яичницу, в то время как Отелло буквально рыдает от боли, которую ему доставляют слова Яго. Но и этого мало.
Все признания Яго в ненависти к мавру — из-за того, что обошли по службе, что появились слухи о связи его жены Эмилии с Отелло, — проговоренные быстро, взахлеб, кажутся недостаточными мотивами для такой страшной мести. Тут не честь или амбиции задеты, тут что-то другое. Ревность пострашнее любовной. Яго ревнует к жизни, к страсти, к привлекательности, которую этот Отелло тратит легко и на всех, но не на него. Возможно, Яго хотел стать таким генералом, мужем, но это невозможно.
Вообще-то Отелло «мерцает» и «светится», но иногда мажет свое лицо черным гримом, потом его терпеливо стирает, обретя новый умытый лик. А Яго — вперит остекленевший взгляд в темный зал, и все смолкают, все живое — вымирает.
В этом спектакле женским персонажам отведена роль постоянных «душечек», меняющихся в угоду кому-то главному. Хочет Яго видеть Дездемону развратной — вот вам, хочет Отелло видеть ее властной стервой — пожалуйста, и даже тихая скромница — уже после смерти — тоже есть. Нет только той, в которую влюбился Отелло.
Фото: Е. Цветкова