Размер шрифта:
Изображения:
Цветовая схема:

Тени прошлого

Тени прошлого - фотография

Бывают в театральной (и не только) жизни периоды, когда актуальными становятся давно прошедшие события, потому что нынешние без их осмысления не понять. Сейчас, видимо, то самое время, и театры занялись пересказом истории — отечественной и мировой, в разных форматах и стилистике, с уважением и с иронией, к дате и без повода.

...

«Близкие друзья» по одноименной повести Евгения Водолазкина (Театр «Сатирикон», режиссер Сергей Сотников) тоже о прошлом. О молодых немцах — Ральфе, Хансе и его жене Эрнестине, попавших в жернова Второй мировой. Ханс и Ральф воюют на русском фронте. Ханс погибает, и Ральф, помня о мечтах их троицы быть похороненными на одном кладбище, возит его с собой в цинковом гробу. Комиссовавшись по ранению, возвращается в Германию, женится на вдове друга и спустя десятилетия возвращается в Россию.

В аннотации к спектаклю Водолазкин рассказывает, что один его дед дошел до Берлина, другой сгорел в танке в 1943-м и что к нему в Германии подходили немецкие старики и говорили: «Простите, нас» — а он отвечал, что не может ни простить, ни осудить. Это могли бы сделать его деды, он же может попытаться их понять, пройти по их пути.

Весь путь в спектакле — ступенчатая конструкция с отверстиями. Нырнув в одно в Мюнхене, герои выныривают в другое, в Смоленске. Сухие колосья обозначают пшеничное поле. Птицы на палочке — бомбардировщики. Нет ни вещной подлинности, ни быта — все условно. Настоящие только чувства, поданные крупно, пафосно, местами экзальтированно, будто персонажи стараются во что бы то ни стало докричаться до зрителей, донести до них свою правду, пусть даже кому-то неприятную. А правда в том, что без взаимопонимания война не закончится, и в том, что у прошлого нет принадлежности: мое, твое, его, русское, немецкое. Уходящие в глубь времен события становятся общими и равно приближенными как к непосредственным участникам, так и к их потомкам. Но только мы, потомки, можем решать, как распорядиться этой памятью.

Оригинал

Издательство: Известия Автор: Светлана Наборщикова 15.03.2021

Спектакли