Размер шрифта:
Изображения:
Цветовая схема:

"Всем кого касается". Школа, в которой хочется учиться

"Всем кого касается". Школа, в которой хочется учиться - фотография

В «Сатириконе» поставили пьесу про школу. Похоже, появилась новая версия «Доживем до понедельника» – истории про современную школу, в которой хочется учиться.

Пьесу «Всем кого касается» – запятую не ставим – Константин Райкин услышал прошлым летом...О своем намерении ставить историю «о том, как в повседневной жизни люди трудно и агрессивно принимают непохожих на них» Константин Аркадьевич объявил еще на сборе труппы в октябре: «Пьеса привлекла меня талантом. Это замечательная, поучительная, символическая история, и мне важно, что она говорит о проблеме в позитивном ключе. В ней будут заняты молодые актеры».

Очень сатириконовские установки: о серьезном рассказать нескучно и незанудно. Так и получилось. Увлекательный сюжет, почти детектив, много смеха, а ближе к концу понимаешь, что уже не можешь не думать об одной из важнейших проблем современности – толерантности не на словах, а на деле. Как обычно Сатирикон, и как всегда – Райкин в своих постановках с первых же сцен «поглощает» зрителей и ведет к кульминации, предельно ясно аргументируя каждый шаг и вывод. В итоге, неизбежный инсайт и решение: давайте уже, наконец, что-то изменим в этом мире. И начнем с себя, и пусть станет лучше и светлее жить.

Пьес и сценариев про школу написано много, но задевают и застревают в памяти далеко не все. А те, что остаются на слуху, удивительно похожи. Ведь есть еще и фильм «Чучело», снятый Роланом Быковым в 1983. И там тоже класс и новенькая, правда история не в позитивном ключе и про школу, в которой не хочется учиться. Сравним фильм «Доживем до понедельника» Станислава Ростоцкого, вышедший на экраны в 1968 году, и пьесу Сидерос, написанную почти 50 лет спустя. Параллелей окажется много. Но это не минус, а особенность жанра.

В традиционных историях про учителей и учеников речь идет об одном классе, в котором все время что-то происходит. В него в начале учебного года приходят новички (у Сидерос), и неопытная учительница (у Ростоцкого). Сравниваем сюжеты дальше: у учеников класса есть любимый учитель. В фильме – историк. В спектакле театра «Сатирикон» – словесник Софья Алексеевна (Полина Райкина). В какой-то момент кумиры ссорятся с учениками. И, поскольку неправы, то просят прощенья у подопечных. И там, и там пишется сочинение, которое отчасти подогревает конфликт. У Сидерос его тема «Как избежать зла?», в кино – «Мое представление о счастье». Обсуждение работ раскрывает характеры персонажей. И еще несколько ключевых моментов: ученики обязательно остаются в пустой школе и что-то там творят. И даже «костры горят» в обоих сюжетах: у Сидерос – всей школой ищут пиромана, у Ростоцкого ученик сжигает сочинения сверстников. В кино поджигателя находят сразу, а вот в спектакле … но никаких спойлеров.

Просто идите, смотрите – понравится все. Минималистичные декорации – удачная находка художника спектакля Марфы Гудковой. Кабинет литературы и русского с портретами классиков и цитатами мгновенно превращается в учительскую. На заднике появляется изображение фрески Рафаэля «Афинская школа» из станци делла Сеньятура – рабочего кабинета пап в Ватиканском дворце. На нем Платон с учениками. Аналогия абсолютно верна: сколько бы тысячелетий не прошло, а учитель в своем высоком воплощении всегда «Платон», ведущий учеников к «свету». Парты, стоящие в классе одна за другой, развозятся артистами и составляются в длинный стол для педсоветов, за ним и решается судьба новеньких. Мастерски поставленные и разыгранные пантомимы – фирменный знак Сатирикона. Артисты этого театра всегда безошибочно распознаются по умению легко и красиво двигаться.

И органичная актерская компания: молодые силы театра, вчерашние школьники и студенты, еще не забывшие дребезжание последнего звонка, и жесткая, но справедливая и очень красивая с четко поставленным учительским голосом Софья Алексеевна в исполнении Полины Райкиной, и типичная завуч Людмила Юрьевна, мечущаяся между интересами учителей и дирекции (Ульяна Лисицина и Юлия Овчаренко), и трусливый Директор/Начальник охраны (Александр Гунькин и Георгий Лежава), ему же головой за все отвечать.

Действие идет без пробуксовок, скользит без сучка и задоринки. И кажется, что впереди еще много интересных событий и как замечательно за ними наблюдать. И не хочется расставаться с героями пьесы, которые уже разобрались, как на самом деле здорово понимать и принимать людей такими, какие они есть. И сумели зрителям объяснить эти простые законы. Но конец спектакля конечно же наступает. Ты выходишь из театра и идешь в свою жизнь сначала в толпе зрителей с просветленными лицами, поскольку они тоже прониклись идеей спектакля. А потом люди, вышедшие из театра, сливаются с теми, кто в нем не был и новый спектакль Сатирикона не смотрел. И таких становится все больше и больше, они угрюмее и не понимают, чему ты улыбаешься…

Оригинал

Фото: Ира Полярная

Издательство: ЗОНД Новости Автор: Людмила Привизенцева 24.05.2019

Спектакли