Размер шрифта:
Изображения:
Цветовая схема:

Полина Райкина

Полина Райкина - фотография

Биография

Райкина Полина Константиновна
Родилась 30 марта в Москве.
Окончила Высшее театральное училище имени  Б. В. Щукина (курс П. Е. Любимцева) в 2007 году.
В театре «Сатирикон» с 2011 года.

Полина Райкина была приглашена в труппу театра «Сатирикон» сразу по окончании института, но приняла приглашение Московского драматического театра им. К. С. Станиславского, где работала четыре года (2007 – 2011), сыграв ряд заметных ролей в спектаклях «Евграф, искатель приключений», «Мужчина и женщина», «Царевна-лягушка», «Я пришёл», «Бабьи сплетни», «7 дней до Потопа» и др.

На сцене «Сатирикона» Полина Райкина появилась в 2008 году как приглашённая актриса в роли Смеральдины в очень любимом зрителями спектакле «Синее чудовище» К. Гоцци (реж. К. Райкин, 2008). Яркий простодушный жанр циркового представления диктовал определенную манеру игры, требовал разнообразия красок и настроений. Здесь Смеральдина – легкая, весёлая, кокетливая, подвижная и очень храбрая. Следующей сатириконовской работой Полины Райкиной стал спектакль «Доходное место» А. Островского (реж. К. Райкин, 2009), где она сыграла одну из дочерей Кукушкиной, недалекую, необразованную, но благополучную девушку, ставшую женой взяточника-мужа, которая напористо и убедительно поучает свою неустроенную сестру.

Встреча с Юрием Бутусовым в знаменитой сатириконовской «Чайке» А. Чехова (2011) подарила актрисе роль Аркадиной, работу в ансамбле мастеров, среди которых Т. Трибунцев, Д. Суханов, А. Стеклова, Л. Нифонтова, и бесценный опыт работы в особой эстетике режиссёра. Ещё одна встреча с Ю. Бутусовым случилась в работе над спектаклем «Отелло» У. Шекспира (2013), где Полина играла самостоятельную и важную по смыслу роль без слов, а в 2020 году была введена на роль венецианского дворянина Родриго.

В «Маленьких трагедиях Пушкина» (реж. В. Рыжаков, 2011) Полина Райкина уверенно встроилась в слаженный ансамбль молодых артистов мхатовского курса К. Райкина. В роли Горожанки в спектакле «Ромео и Джульетта» У. Шекспира (реж. К. Райкин, 2012) она существовала в непростой хореографии драматического спектакля, решённого в стилистике современных реалий. В веселом, задорном спектакле «Закликухи» (автор и реж. С. Свирко, 2013) в жанре фолк-клоунады артистка сыграла роль Бабы в Черном – самой деловитой и строгой из трёх зажигательных подруг (актрисы Е. Абрамова, П. Райкина, П. Шанина).

Полина Райкина убедительно проявила себя в режиссуре Е. Бутенко – Райкиной. В детской сказке «Однажды в деревне» Ю. Клавдиева и А. Москаленко (2013) она обаятельно сыграла роль одной из кошек. В спектакле «Game over» по пьесе А. Арбузова «Жестокие игры» (2014) создала серьезную драматическую роль геолога Земцовой. Наконец, в современной драме А. Иванова «Это все она» (2021) создала выразительный образ Матери повзрослевшего сына, потерявшей с ним контакт.

В чёрной комедии «Однорукий из Спокана» М. Макдонаха (реж. К. Райкин, 2014) у актрисы одна из главных ролей Мэрилин, которая в партнёрстве с другом Тоби (Г. Сиятвинда) оказывается в смертельной опасности, но выходит из положения с нужным градусом юмора и искренности, будучи готова на отчаянные безумства. В постановке «Кухня» А. Уэскера (реж. К.Райкин, 2014), где вся команда спектакля работала в чрезвычайно быстром темпе на кухне фешенебельного ресторана, актриса сыграла Берту. Роль домашней прислуги Кассандры в спектакле «Ваня и Соня и Маша и Гвоздь» К. Дюранга (реж. К. Райкин, 2017) подарила актрисе партнерство с Л. Нифонтовой, Н. Вдовиной, Д. Сухановым в трогательной истории из узнаваемых чеховских пьес, рассказанных на американский лад. Дальнейшее сотрудничество с К. Райкиным дало возможность сыграть большую роль увлечённой экстравагантной учительницы русского языка Софьи Алексеевны в спектакле «Всем кого касается» Д. Сидерос (2019); затем роль Феклуши (актриса играет её в синхронной паре с Е. Абрамовой) в зрелищном, наполненном музыкой, пластикой, вокалом спектакле «Гроза» А. Островского (реж. К. Райкин, 2022). В комедии «Четыре тирана» К. Гольдони, (реж. К. Райкин, 2023) актриса создала образ жены одного из «самодуров» Марины и работает на стыке психологического театра и комедии дель-арте.

Работа с режиссёром Г. Мнацакановым в постановке «Елизавета Бам» Д. Хармса, (2022) стала встречей с радикально новым материалом и способом работы. Здесь Полина Райкина играет роль Папаши и др. в пространстве, построенном как россыпь эпизодов, трюков, аттракционов, умножающих абсурдность происходящего в жизни. В постановке «Предчувствие дома. Сцены» (реж. А. Терехин, 2023) актриса выступает не только как исполнитель, но и как автор монолога на тему дома и затянувшейся стройки здания «Сатирикона».

Полина Райкина была участником легендарной постановки Э. Някрошюса «Вишнёвый сад» А. Чехова (2003, Фонд имени К. С. Станиславского, ввод на роль Дуняши в 2012 году), сотрудничает с «Театром.doc» (спектакли по пьесам Е. Исаевой «Я боюсь любви» и «Про мою маму и про меня»), играет в спектакле «А как вы изволите поживать?» по А. Чехову (реж. С. Сотников). С 2013 года она педагог по актёрскому мастерству в Высшей школе сценических искусств, как режиссёр-педагог выпустила ряд дипломных спектаклей, среди которых «Живой звук» и «Ящерица» (совместно с О. Тополянским), «Свои люди – сочтемся», «Научи меня любить» и др.

Актриса снимается в кино. Среди её картин – роли в фильмах и сериалах «Шпион», «Белый мавр», «Сталинград», «Ночные ласточки», «Физрук», «Весело и громко», «Дылды», «Империя», «Жанна», «Время года зима», «Райцентр», «Подбросы», «Умнее, чем я» и др.

Полина Райкина в проекте «Московские Окна»

Актриса читает стихи Веры Полозковой во время пандемии в Москве весной 2020 года.

Спектакли

Связанные материалы