К 80-летию САТИРИКОНА | ЖАК И ЕГО ГОСПОДИН | 1988 | режиссёр Елена Невежина
Константин Райкин увидел её дипломный спектакль на курсе Петра Фоменко в ГИТИСе. Елена Невежина сразу была замечена, её работу высоко оценил фестиваль «Московские дебюты». Не прошел мимо и Константин Райкин. В 1998 году Невежина была приглашена в «Сатирикон». Они выбрали пьесу Милана Кундеры «Жак и его Господин». Это был первый спектакль Невежиной на профессиональной сцене. И сразу со звездами - в главных ролях Константин Райкин и приглашенный в театр Владимир Стеклов.
Сама пьеса была написана Миланом Кундерой по роману французского просветителя XVIII века Дени Дидро «Жак-фаталист и его хозяин». Она отчетливо современна и за кажущейся простотой таит многие смыслы, тонкие наблюдения над человеческой природой, остро очерченные характеры.
***
Герои истории, классическая пара «господин-слуга», Стеклов и Райкин, следуя главному мотиву Кундеры, играли персонажей современных, сценических типов конца XX, а не середины XVIII века. Жак и Господин приходят неизвестно откуда в прологе и неизвестно куда уходят в финале. Они идут по кругу, полагая, что это и есть дорога вперед. Милан Кундера пояснял: «В молодости человек не способен воспринимать время как круг, он воспринимает его как дорогу, ведущую прямо вперед к вечно новым горизонтам… Дорога – это гимн пространству. Каждый кусочек дороги осмыслен сам по себе и приглашает нас остановиться».
Г о с п о д и н: Где это вперед?
Ж а к: Вперед – это везде. Куда не посмотрите, везде – это только вперед!
Они путешествуют налегке. Их прошлое и будущее скрыто не только от зрителя, но и от них самих. Пугающая дорога без начала и конца заставляет путников то и дело останавливаться и предаваться воспоминаниям из прошлой жизни. Воспоминания тут же «оживают» и разыгрываются перед залом.
Жак рассказывал свою историю, Господин свою. По сюжету они противоположны. Один – обманщик, другой – обманутый. Жак обманул приятеля с его невестой, но сделал это так ловко, что они остались верными друзьями, и супружество друга не пострадало. А с Господином случилось все наоборот, его обманул приятель и он вынужден был содержать чужого ребенка как своего. «На этом свете нет ничего постоянного и вещи меняют свое значение так же, как дует ветер. Ветер дует постоянно, а вы этого даже не замечаете. Ветер дует, и счастье превращается в несчастье, а ветреная девчонка — в преданную жену, с которой никто не может сравниться...», - размышлял Жак, подводя итоги их спорам.
***
На почти пустой сцене чудесная телега преображалась по ходу действия то в качели для словесной дуэли оскорбленной женщины и ветреного мужчины, то в чердак, на котором юный Жак потерял невинность. В финале над сценой возникала радуга, которая выглядела красивой насмешкой над героями, которые с улыбкой, шутя, играли и прощание с иллюзиями, и утрату веры в счастье, и потерю веры в человека. Художниками спектакля были Михаил Курченко и Лариса Наголова.
***
Кроме главных героев в постановке были заняты Григорий Сиятвинда, Денис Суханов, Агриппина Стеклова (она впервые встретилась с отцом на сцене), Владимир Большов, Юрий Лахин, Алексей Якубов, Елена Сергеева и другие.
Спектакль сопровождался музыкой Астора Пьяццоллы в исполнении группы «Джаз-балалайка».
Пьеса «Жак и его Господин» была поставлена в России впервые.
Спектакль получил много премий: Премию Станиславского Константину Райкину за лучшую мужскую роль (сезон 1997-1998), приз «Московская премьера» Фонда Станиславского Елене Невежиной за лучшую режиссерскую работу, премию российских деловых кругов «Кумир» Константину Райкину, премию Фонда Театра О. Табакова Елене Невежиной, номинацию Национальной театральной премии «Золотая маска» (1999) в разделе «лучший спектакль».
Наталия Гладкова, Екатерина Купреева