Размер шрифта:
Изображения:
Цветовая схема:

Владимир Большов

Заслуженный артист России
Владимир Большов - фотография

Биография

Большов Владимир Иванович
Родился 22 января 1958 года в Москве.
Окончил Школу-студию МХАТ в 1984 году (курс И. М. Тарханова).
В театре «Сатирикон» с 1984 года.

  • Лауреат открытого российского фестиваля кино и театра «Амурская осень», 2022 (приз зрительских симпатий за спектакль «Ты где-то рядом», реж. В. Большов).
  • Владимир Большов, ведущий артист театра «Сатирикон», был принят в труппу ещё Аркадием Райкиным. Участник ряда легендарных спектаклей театра, один из мэтров коллектива. Кроме того, активный, компанейский, очень творческий человек с большим чувством юмора, главный автор многочисленных знаменитых сатириконовских капустников.

    В детстве артист не был мальчиком-паинькой, сменил семь школ и, в конце концов, окончил школу рабочей молодежи. Трудился грузчиком, художником-оформителем, токарем, брал уроки живописи, хотел быть адвокатом – имел самые разные, далёкие от театра интересы. Однажды, услышав слова одноклассницы: «Тебе нужно только в театральный!» – внезапно решил последовать совету, и … благополучно провалился и в Щукинском театральном училище, и в ГИТИСе. Но после службы в армии в 21 год все-таки добился своего и поступил на актёрский факультет Школы-студии МХАТ. После окончания вуза показывался в Государственный театр миниатюр под руководством А. И. Райкина (будущий «Сатирикон»), и был принят.

    Артист участвовал в знаменитых первых московских спектаклях нашего театра: «Мир дому твоему» С. Альтова (реж. А. Райкин, К. Райкин, 1984), «Лица» М. Мишина (реж. В. Фокин, 1984), «Что наша жизнь?» А. Арканова (реж. К. Райкин, В. Поглазов, А. Морозов, 1986, роль – Брут), «Геркулес и Авгиевы конюшни» Ф. Дюрренматта (реж. К. Райкин, А. Аркадин-Школьник, 1988, роль – Парламентарий).

    В 1990 году благодаря своей музыкальности и пластичности Владимир Большов достойно заменил Константина Райкина в роли Соланж в легендарном первом спектакле «Служанки» Ж. Жене (реж. Р. Виктюк, 1988). В том же году в «Сатирикон» был приглашён режиссер Александр Горбань, который поставил здесь пять спектаклей, и в каждом из них был занят Владимир Большов, удачно проявивший свои незаурядные пластические и музыкальные данные. Его Циклоп («Багдадский вор» Ю. Энтина, Д. Тухманова, 1990), Первый министр («Голый король» Е. Шварца, 1991), Беральд («Мнимый больной» Мольера, 1992) и Кавалер («Хозяйка гостиницы» К. Гольдони, 1994) были сыграны ярко и остро, а в спектакле «Шоу-Сатирикон» (1994) Владимир Большов к тому же был блестящим ведущим и дирижёром всего действа.

    В этот же период артист участвовал в спектаклях «Маугли» Р. Киплинга (реж. К. Райкин, 1990, роль – Табаки) и «Сирано де Бержерак» Э. Ростана (реж. Л. Трушкин, 1992, роль – офицер Гилси). В 1995 году Константин Райкин поставил спектакль «Ромео и Джульетта» У. Шекспира. В этой красивой, нежной и пронзительной постановке артист играл Меркуцио. Пластика, остроумие, харизма актёра помогали создать яркий образ друга Ромео,  предводителя беззаботной юной компании. Ему нравилось быть задирой, провокатором, чувствовать себя на острие бритвы: «Мне и хотелось бы играть на сцене роли, которые требуют какой-то высшей точки внутреннего напряжения», – говорит артист.

    Затем были яркие работы в шумной и динамичной «Трехгрошовой опере» Б. Брехта (реж. В. Машков, 1996, роль – Маттиас-монета), «Жак и его Господин» М. Кундеры (реж. Е. Невежина, 1998, роль – Маркиз), «Гамлет» У. Шекспира (реж. Р. Стуруа, 1998, роли – Гильденстерн и Озрик), «Гедда Габлер» Г. Ибсен (реж. Н. Чусова, 2001, роль – Асессор Бракк). В 2002 году свой первый московский спектакль на сцене «Сатирикона» поставил Юрий Бутусов: в «Макбетте» Э. Ионеско Владимир Большов играл несколько заметных ролей: Гламис, Офицер, 1-й Шут. В «Маскараде» Ю. Лермонтова, (реж. В. Агеев, 2004) Большов – Неизвестный, в «Смешных деньгах» Р. Куни (реж. К. Райкин, 2005) – Слейтон, в «Короле Лире» У. Шекспира (реж. Ю. Бутусов, 2006) – Герцог Альбанский, в спектакле «Кухня» А. Уэскера (реж. К.Райкин, 2014) –  Шеф-повар.

    Знаменитый спектакль Юрия Бутусова «Чайка» по А.П. Чехову (2011) подарил артисту  пронзительную роль Сорина. Под белым зонтом в белых «санях» он выезжает на сцену,   трогательный, слабый персонаж, жизнь которого проходит зря: «Мне его по-человечески жалко, он одинок, с ним никто не считается», –  говорит о своем герое артист.
    В современной драме «Все оттенки голубого» В. Зайцева (реж. К. Райкин, 2015) Владимир Большов, напротив, играет человека грубого, солдафона, травмированного «горячими точками», серыми буднями, убогим бытом. Он не понимает сына и его проблем, а узнав об «инаковости», приходит в отчаяние, прибегает к насилию и творит зло.
    В 2018 году режиссер Егор Перегудов поставил в «Сатириконе» мольеровского «Дон Жуана». В этой «неистовой комедии» у Владимира Большова сразу несколько эстетских неформатных ролей, дающих возможность ярко проявиться его энергичной харизме: Дон Карлос, Дон Алонзо, Дон Адольфо и Дон Луис.

    Владимир Большов снимается в кино, участвуя в разножанровых проектах: от криминальных до исторических. Он сотрудничает с рядом театральных компаний и площадок, среди которых «Антреприза», «М-Арт», «Новое искусство», «Независимый театральный проект». Участник спектаклей «Иранская конференция» И. Вырыпаева (реж. В. Рыжаков, театр Наций, 2019), «Между делом» (автор и режиссер Е. Гришковец, Театр им. Пушкина, 2021).

    Константин Райкин: «Володя Большов – актер, человек, творческая личность, уже много лет определяющий художественный облик «Сатирикона». Его острый, резкий актерский дар, его уникальное остроумие, его человеческая активность стали неотъемлемой частью лица нашего театра». 

    Спектакли

    Связанные материалы