Мольер. «Дон Жуан»
К своему стыду, была в Сатириконе единожды, много много лет назад. Так что, с уверенностью можно сказать, что вчера у меня был первый культпоход к Райкину. Мольер. «Дон Жуан». Пьесу знают все, так что хочу рассказать не о чем, а как! Декорации не меняются все три часа действия, по середине сцены огромный столб с винтовой лестницей. Вавилонская башня, устремленная в небеса. Все действие происходит в движении верх и вниз по лестнице, поэтому оно очень динамичное. Первое появление - Сганарель, слуга Дон Жуана - Константин Райкин!!! В кино актер давно не снимается, на сцене его вижу впервые. Он в прекрасной форме (70 лет), с чудесным тембром голоса. Боже, как он произносит текст своего героя - с чувством, толком, где важна каждая запятая, точка или восклицательный знак, и в неповторимом райкинским актерским стиле. Ждем Дон-Жуана. Появляется тощий мужичонка, в майке-алкоголичке, трениках, и поношенной шубейке, правда на голове модный ирокез с выбритыми висками. Ну как еще может выглядеть герой-любовник в исполнении Тимофея Трибунцева. Правда его Дон-Жуан со временем начинает преображаться. Клубный пиджак с белыми брюками и фуражкой. Вылитый Тони Кертис в «Джазе только девушки». А потом - в пальто невероятно красного цвета, что ты начинаешь верить, что Трибунцев - «мужчина мечты» всех женщин. Дьявол-любовник носит PRADA. Чувствуется, что актер «купается» в роли, не так уж много больших ролей в его биографии. А что он творит во время любовной сцены, прыгая на диване, словно на батуте, в эротических позах. Зритель смеется, аплодирует, весь актерский ансамбль безупречен. Кроме дуэта Райкин-Трибунцев, очень хотелось бы отметить Дарью Урсуляк (в папином «Тихом Доне» она была как-то бледновата) и фантастического актера Владимира Большова, которого я раньше знала только по сериальным бандитам и что он муж Агриппины Стекловой. Он играет пять (!!!) ролей, практически одновременно и как он это делает, знает только его актерское дарование. Режиссер спектакля Егор Перегудов, имя для меня новое, которое уже запомнила. Он обладает такой невероятной фантазией, режиссерскими находками, что заставляет задуматься - где ж ты раньше был? Естественно, не обошлось без современных вставок в текст Мольера. Чего только стоит монолог Сганареля, о бедных и богатых и лицемерии Власти (гром аплодисментов), его прибаутки из русских пословиц: «7 раз отрежь, один отмерь» (да именно наоборот). Трибунцев постоянно скользит «масляным» взглядом по дамам в зале, Дон-Жуан, как никак. Талантливо, современно, а порой и смело. Огромная радость, открыла для себя «Сатирикон» (стыдоба).