Размер шрифта:
Изображения:
Цветовая схема:

Танцевальный марафон Сатирикона #ТАНЦЫВИРУС

Танцевальный марафон Сатирикона #ТАНЦЫВИРУС - фотография

28   марта 2020 года в Москве  введен карантин в связи с угрозой распространения коронавируса. Внезапные выходные — возможно, не самое приятное время, но это не повод грустить и унывать! Мы решили поднять себе и вам настроение и запускаем танцевальный марафон Сатирикона. Наш театр всегда славился уникально-танцующей труппой во главе с худруком Константином Райкиным, поэтому нам есть, что вам показать. Любимая музыка, энергия и ритм — присоединяйтесь! В течение этого месяца будем выкладывать в соцсетях танцевальные фрагменты из спектаклей и программ нашего театра.

****

к танцам 1 Что где когда обрез.jpg

Начинаем наш марафон 29 марта с музыкальной паузы в телепередаче "Что? Где? Когда?", музыкальное сопровождение — прелюдия Шопена Ми минор в джазовой аранжировке Eugen Cicero. За этот танец в 1984 году Константин Аркадьевич Райкин получил награду — "Хрустальную сову" за лучшую музыкальную паузу за 25 лет существования игры "Что? Где? Когда?" Константин Райкин: «Там было душно! Мне кажется, там и должно было быть душно. Там было душно от таланта, от знания, от энергии, от азарта. Там все были какие-то мокрые, там всех распихивали операторы. Они где-то сновали под ногами, между рук, как-то из-под локтей вылезали, отодвигали яростно любого человека, независимо от его ранга или возраста. Их было много. И все было, повторяю, так здорово организовано, что это мне напоминало какой-то очень зрелищный и местами просто музыкальный спектакль» 

Посмотреть эпизод 1 в facebook

****

к танцам 2 Дунаевский.jpg

Улыбнитесь, подтянитесь! 31 марта танцевальный марафон Сатирикона продолжает завораживающий номер Константина Райкина. Фрагмент из фильма «Вместе с Дунаевским», посвященного творчеству композитора Исаака Осиповича Дунаевского. Фильм был снят в 1984 году режиссёром Константином Артюховым по сценарию Михаила Мишина. Номер-попурри начинается под музыку «Песенки о капитане», написанной в 1936 году для кинофильма «Дети капитана Гранта» поэтом Василием Лебедевым-Кумачом и композитором Исааком Дунаевским. Определите, что звучит дальше?

Посмотреть эпизод 2 в facebook

****

к танцам 3 синее обрез.jpg

Просто скажите, что я люблю её! 1 апреля Танцевальный марафон Сатирикона продолжает номер «Синхронное плавание» из спектакля Константина Райкина 2008 года «Синее чудовище» по волшебной сказке Карло Гоцци. Звучит «Just say I love her» Родольфо Фальво. Танец на водной цирковой арене (читай – в венецианском Гранд-канале на фоне моста Риальто) исполняют четыре традиционные маски итальянской комедии дель арте: Панталоне (Антон Кузнецов), Тарталья (Игорь Гудеев), Труффальдино (Георгий Лежава), Бригелла (Александр Гунькин). Мы надеемся, спектакль вернётся в репертуар с возвращением Сатирикона на свою сцену после реконструкции.

Посмотреть эпизод 3 в facebook

****

к танцам 4 Ромео обрез.jpg

2 апреля продолжаем танцевать с Сатириконом под «Le Weekend» Ирмина Шмидта. Сцена «Бал у Капутелетти» из спектакля Константина Райкина «Ромео и Джульетта» в хореогафии Рената Мамина. В спектакле 2012 года сюжет классической пьесы Шекспира развернулся на фоне современных реалий. Вместо бала — костюмированная дискотека с лазерным шоу, американскими горками, боями без правил. В основных ролях — тогдашние студенты Школы-студии МХАТ мастерской Константина Райкина.

Посмотреть эпизод 4 в facebook

****

к танцам 5 Тодеро обрез.jpg

3 апреля С новыми перспективами и новыми силами мы продолжим радоваться, удивляться и двигаться к новым горизонтам! Актёрская работа Константина Райкина в спектакле Роберта Стуруа «Синьор Тодеро хозяин» (2002) подхватывает Танцевальный марафон Сатирикона. Вас ждёт больше, чем танец! «Этот спектакль – песня Стуруа на слова Гольдони», - говорит Константин Аркадьевич. Ему было интересно сыграть острохарактерную возрастную роль омерзительного старика. Стуруа придумал для Тодеро такой рисунок, который принудил артиста к многочасовым, почти акробатическим тренировкам. Тело Тодеро живет самостоятельной жизнью, не слушается приказаний и то и дело удивляет своего хозяина. То, как он переставлял ноги с помощью клюки, что проделывал своей совершенно самостоятельной и не подчиняющейся ему левой рукой, вызывало восторг и удивление безграничностью человеческих возможностей. Еще Стуруа наградил Тодеро аллергией на цветы, что приводит к приступам уморительного чиха. Он кашляет, хрипит, задыхается, засыпает на полуслове, а потом вдруг начинает бодро вышагивать. Райкин работал виртуозно и недаром за главную роль в этом спектакле был удостоен Государственной премии РФ, премий фонда Станиславского, «Чайка» и «Гвоздь сезона», по опросу театральных критиков был назван лучшим актёром сезона. В спектакле звучит музыка Гиа Канчели.

Посмотреть эпизод 5 в facebook

****

к танцам 6 Лица обрез.jpg

5 апреля. Уникальный танцевальный фрагмент – финал спектакля #Сатирикона 1984 года «Лица» на музыку Георгия Гараняна. Режиссёр постановки Валерий Фокин, автор пьесы – Михаил Мишин, а хореограф – Константин Райкин! Это был первый спектакль нашего театра, тогда еще под художественным руководством Аркадия Райкина, в котором он сам не участвовал. «Лица» были поставлены на молодую группу актёров, которую в театр привёл Константин Райкин. Спектакль сыграли почти 500 раз, он вызывал огромный интерес, в том числе выразительной хореографией, которая на долгие годы стала новой визитной карточкой Сатирикона. Константин Райкин: «Наш спектакль «Лица» готовился 13 месяцев. Музыка и танцы входят в его драматургию. Я считаю, что музыка вообще одно из сильнейших средств воздействия на чувства человека. А танцы – это не танцы в привычном понимании. То, что мы делаем на сцене, – это актерство, положенное на ритм, музыку…» (из интервью «Советской России», 1987)

Посмотреть эпизод 6 в facebook

****

к танцам 7 Шантеклер обрез.jpg

7 апреля в нашем танцевальном марафоне ШАНТЕКЛЕР! Отрывки из передачи об уникальном спектакле Константина Райкина 2001 года. Эту пьесу Эдмона Ростана про птичий двор — прообраз человеческого сообщества худрук Сатирикона поставил спустя 100 лет её полного забвения! И постановочный размах поражал. Занята была почти вся труппа: около 40 человек. Подробно готовились танцевальные и вокальные номера, массовые сцены, было сшито 320 костюмов, выполнено 145 головных уборов, изготовлены трости, декоративные, веера, крылья, элементы китайского цирка и много другой бутафории и реквизита. Героя, предводителя птичьего двора, неотразимого Шантеклера играл Денис Суханов. Без преувеличения, это была его звездная роль, событие театрального сезона. Он был невероятно пластичен, музыкален и трогателен, играя романтического героя и пылкого влюбленного, забияку и гордеца. За роль Шантеклера в числе других работ артист был удостоен Государственной премии РФ.

Сценография — Борис Валуев. Костюмы — Алла Коженкова. Музыка — Илья Хмыз. Хореография — Александр Пепеляев. 

Посмотреть эпизод 7 в facebook

****

к танцам 8 Чайка обрез.jpg

8 апреля на виртуальной сцене Сатирикона – «Чайка»! Для многих этот спектакль Юрия Бутусова – из любимых, непостижимых и очень ожидаемых. И мы надеемся, что скоро снова сыграем его, и неоднократно! Актриса Марина Дровосекова рассказывает, как появился в спектакле её знаменитый танец и сама, на первый взгляд, нечеховская роль «Девушки, которая танцует»: «Шел второй месяц репетиций. Наш многосложный и бесконечный поиск был в самом разгаре. Текст Антона Павловича уже прочно обосновался в сознании, но его тайные, магические коды все никак не поддавались… Куда мы идем? Чего ищем в хрестоматийной, казалось бы, «Чайке»? Мы успели поменяться ролями раза три - на актерском языке это называется «все перепробовали всех» (все актеры перепробовали все роли), но сакральный смысл, его божественная искра, все никак «не высекались». «Не высекается! Не высекается», - повторял ЮН. После очередной репетиции Юрий Николаевич попросил меня остаться и сказал то, страшнее чего на тот момент и быть не могло: «Не получается у меня в этот раз с тобой… Я не знаю, кто ты в этой истории… Не высекается! Не приходи больше на репетиции». Дальше - неделя тишины, беспощадных душевных мучений.-)))) И вот получаю от ЮН сообщение: «Что-то есть неправильное в этом… Приходи на репетицию, я пока не знаю, кто ты здесь, но без тебя не получается». Это одно из самых дорогих воспоминаний. И вот день первой репетиции. После перерыва я надела одно из самых своих красивых платьев с розами, накрутила волосы и была в очень сильном эмоциональном возбуждении. Как всегда все ходили, пили чай, переставляли местами реквизит, выгородку, болтали, придумывали этюды. ЮН сказал: «Ну, побудь просто здесь, поболтайся на площадке». И как всегда включил музыку из своего огромного и невероятного плейлиста - так сказать, чтобы создать репетиционную атмосферу. Я, сидя на аккордеоне и нанося (не ясно, для чего и зачем) какой-то грим, начала просто двигаться под звучащую музыку…Это был трек "It's not too late" (T Bone Burnett). Дальше помню плохо, но мне казалось, что я протанцевала без остановки минут 30, а когда закончила, ЮН сказал: «Я не знаю пока? что это будет, зачем, но это просто необходимо в спектакле». Дальше мы продолжали искать мне «место». Главное было не задавать вопросов "кто я", "зачем" и "что я здесь делаю" -)))) Все случилось само собой, благодаря ЮН и его безграничной режиссерской фантазии и чуткости!"

Посмотреть эпизод 8 в facebook

****

к танцам 9 3гошовая обрез.jpg

Дамы и господа, танцуют Мэкки Нож и Полли Пичем! 9 апреля в нашем виртуальном марафоне — две сцены из сатириконовской «Трехгрошовой оперы» Бертольда Брехта в режиссуре Владимира Машкова. В 1996 году спектакль был одним из самых модных событий сезона и едва ли не самым дорогим театральным проектом в новейшей истории российской драматической сцены, посвящением юбилею основателя Сатирикона, Аркадию Райкину. Под постановку был взят огромный кредит, найдены спонсоры и меценаты, арендовано новейшее светотехническое и звуковое оборудование, сооружён разводящийся металлический мост через всю сцену. Трюки, пиротехнические сюрпризы, исполнительский азарт артистов, сочетание имен авторов и исполнителей — всё работало на успех постановки как сенсации!

Вспоминает Наталия Вдовина (Полли Пичем): «Это была середина 90-х. В театре шли репетиции „Трехгрошовой оперы“. Мы были в предвкушении чего-то значительного. Замечательный для артистов материал. Яркие роли. Много известных зонгов Курта Вайля. Танцы. Взрывы. Веселье. Стрельба. И всё это приправлено харизмой Володи Машкова. У меня был за месяц отрепетирован номер с прекрасным постановщиком иллюзионных трюков Романом Цителашвили, где я была одновременно и фокусницей и клоунессой. Валера Архипов поставил в этой райкинско-машковско-брехтовской стилистике много танцевальных номеров. Несомненно, для нас это был настоящий театральный подарок. Мы приобрели новый звонкий и искрометный спектакль, который, как мне кажется, очень нам шёл. Мы были молоды, легки и открыты любым экспериментам. В „Трёхгрошовой“ была создана реальность, над которой мы смеялись и плакали, и это было очень созвучно времени».

Итак, на сцене Константин Райкин (Мэкки Нож), Наталия Вдовина (Полли Пичем) и Галина Данилова (Люси, дочь шефа лондонской полиции). Музыка Курта Вайля в аранжировке Сергея Бондаренко.

Посмотреть эпизод 9 в facebook

****

к танцам 10 Страна любви обрез.jpg

10 апреля в нашем лирическом проекте #танцывирус Песню Леля в сцене из спектакля Константина Райкина «Страна любви» исполняет Сергей Сотников. Это был нежный, легкий, невероятно успешный, молодой спектакль, где возраст персонажей пьесы А. Н. Островского «Снегурочка» совпадал с возрастом исполнителей. Первый райкинский курс в Школе-студии МХАТ был уже известен театральной Москве, принятая в репертуар Сатирикона в 2004 году «Страна любви» открывала новый театральный сезон. Студенты Константина Аркадьевича, обучение которых подходило к концу, держали двойной экзамен – перед сатириконовской публикой и перед своими учителями.

Сергей Сотников вспоминает: «Спектакль «Страна любви» стал для нас настоящей школой жизни! На момент начала работы над ним мы учились на 3 курсе. Нас называли «китайским курсом», потому что репетировали с раннего утра до поздней ночи без перерывов и выходных. Для меня этот спектакль – бриллиант! В нем все уникально и неповторимо. Музыка Валеры Чернышева, хореография Валеры Архипова и, конечно же, режиссура Константина Аркадьевича. Райкин как электростанция питал нас, зелёных и неопытных, своим талантом и энергией. Островский оказался очень современным и живым автором. Это был спектакль про нас, про молодых людей ищущих себя. Однажды мне сказали, что я пою под фонограмму: «Невозможно при такой физической активности петь живым звуком!» Конечно мне стало обидно! Все номера я пел «вживую». Тогда мне пришлось применить цирковой трюк: я специально в одном месте делал срыв голоса для контраста. «Страна Любви» – спектакль-прожектор!

Посмотреть эпизод 10 в facebook

****

Якубов танец 11 деньги обрез.JPG

В честь именин заслуженного артиста России Алексея Якубова, а также в честь Александра Николаевича Островского, которому сегодня, 12 апреля, исполняется 197 лет со дня рождения, в нашем танцевальном марафоне – фрагмент спектакля Константина Райкина по комедии Островского «Доходное место». Танец старого чиновника Акима Акимыча Юсова в спектакле 2009 года исполняет Алексей Якубов!

Константин Райкин: «Поздравляю Алексея Андреевича, дорогого и любимого Лешу, с Днём рождения! Помню и люблю все его актерские работы в Сатириконе, где он один из ведущих артистов, мастер и мэтр… И считаю одной из лучших его работ роль Юсова в «Доходном месте», где он достиг соединения психологической глубины и яркости внешнего рисунка, где проявились многие важные качества его большого дарования. Здоровья и радости!»

Посмотреть эпизод 11 в facebook

****

танец 12 деньги обрез.JPG

14 апреля. Лихой танцевальный номер из криминальной сказки Сатирикона 2010 года «Деньги». Обитательница воровского притона (роль исполняет Елизавета Мартинес Карденас) поет пушкинское вступление к поэме «Руслан и Людмила» на шансонный мотив Валерия Чернышёва под разухабистые танцы местной шпаны. Этот спектакль Константин Райкин поставил по пьесе А. Н. Островского «Не было ни гроша, да вдруг алтын». А действие происходило на окраине Москвы 90-х, в гаражах, рядом с которыми то и дело проходят, громко стуча колесами, вагоны поездов, и даже строительный кран становится участником интриги. Те века, что отделяют нас от написания автором пьесы, мало изменили в человеческих нравах – всюду «Деньги».

Елизавета Мартинес-Карденас: «Это был мой первый выпуск после окончания Школы-студии. Было очень интересно наблюдать, как репетируют свои роли ведущие и талантливейшие артисты театра Сатирикон! Я, Женя Абрамова и Полина Шанина вживую исполняли песни (что было очень волнительно), и роли наши назывались «Воровской притон». Самый любимый номер был, наверное, «У Лукоморья». Там участвовало много народу, и всегда происходило что- то интересное)))). А самый сложный номер был, когда мы ходили по крыше спиной вперёд, и при этом надо было ещё и петь... У меня прямо весь Спектакль делился на «до» и «после»))) Я очень люблю этот Спектакль, потому что благодаря ему, получила неоценимый опыт, и у нас была прекрасная компания".

16 апреля в 17.00 с кнопки Онлайн на сайте Сатирикона начнётся онлайн-показ спектакля "Деньги"! Доступ к просмотру будет открыт до конца дня 18 апреля. Присоединяйтесь и следите за нашей виртуальной афишей!

Посмотреть эпизод 12 в facebook

****

к танцам 13 Чайка.jpg

15 апреля в честь Дня рождения «Чайки» — ключевая сцена Танца в спектакле. Юрий Бутусов вспоминает о начале работы: «Чайка» — великая пьеса, затрагивающая самые глубокие человеческие струны. В ней много интимного, связанного с личными переживаниями. Каждый, кто берется за ее постановку, находит то, что связано с ним самим. В первую очередь, конечно, меня привлекли темы творчества, служения искусству, тема театра, как существа, пожирающего людей и перемалывающего судьбы… Спектакль посвящен памяти артистки Валентины Караваевой. В 1943 году она снялась в фильме «Машенька» и сразу стала звездой, но вскоре с ней случилось несчастье. Она попала в автомобильную катастрофу. Водитель погиб, а у нее на всю жизнь осталось изуродованное шрамом лицо. В последние годы она в крохотной старой хрущевке сама с собой репетировала «Чайку» и сама себя снимала на кинокамеру. Она умерла в семьдесят шесть лет. Ее обнаружили через неделю. Она лежала на кухне, закутанная в кинопленку. Кинопроектор доработал и упал на нее, уже мертвую… Эта невероятная история меня поразила и послужила толчком для создания спектакля… Для меня «Чайка» — рассказ не о людях XIX или начала XX веков, а о нас, о тех людях, которые создавали спектакль. Чеховские герои пересекаются с нашими личными жизнями, судьбами, поэтому перетекание одного человека в другого мне кажется принципиально важным. Это касается не только «Чайки», но и других моих спектаклей. Замена (иногда подмена) одного человека другим, двойственность человека — вещи, которые я изучаю. В этом спектакле все это есть. Я и сам в нем участвую.» /из интервью Thereklama.com/

Музыка: Gov’t Mule «Reblow Your Mind

Посмотреть эпизод 13 в facebook

****

к танцам 14 Азбука атриста.jpg

21 апреля — ария Ленского из оперы «Евгений Онегин» в переложении театра «Сатирикон» из спектакля «Азбука артиста». Уникальный фрагмент капустника 2009 года к 70-летию Сатирикона. Внимание, нюанс: в момент съемки этого фрагмента оператор моргнул :)) , поэтому в кадр попали не все артисты сразу.

Участники: Константин Райкин, Сергей Сотников, Антон Егоров, Артём Осипов, Сергей Громов, Марина Дровосекова. «Азбука артиста» — это класс-концерт 2006 года, который Константин Райкин поставил с тогдашними молодыми артистами. Они показывали этюды и наблюдения, разыгрывали сценки, исполняли музыкальные номера, а Константин Аркадьевич как бы дирижировал происходящим, делится своими воспоминаниями, читал стихи.

Посмотреть эпизод 14 в facebook

****

к танцам 15 Ваня Соня обрез.jpg

23 апреля в нашем проекте  —обратный стриптиз! В спектакле с понятными именами героев — Ваня, Соня, Маша — есть неожиданный — Гвоздь (в американском оригинале — Spike). Делимся сценой «с ярким выходом» этого персонажа в постановке Константина Райкина «Ваня и Соня и Маша и Гвоздь». Обаятельный молодой человек подумывает быть артистом. Его роль в Сатириконе играют в очередь два актёра: Никита Смольянинов, которого вы видите в кадре, и Илья Денискин, который вспоминает о своих ощущениях на репетициях: "До самого последнего момента мне казалось, что это очень не смешно, а вообще глупо. А самым ужасным было — когда ты в самом начале стриптиза стоишь на этих двух стульях во время репетиций, и уже танцуешь. А перед тобой сидит твой художественный руководитель. Один. И очень-очень серьезно смотрит на тебя. И твои коллеги очень серьезно на тебя смотрят. И в этот момент по телу пробегает ужасная дрожь. Очень неловко! И то же самое — первые прогоны на сцене, ещё без зрителей. Константин Аркадьевич сидит в пустом зале с микрофоном и за этим наблюдает. До конца мне казалось, что это несмешно. Но как только пришли первые зрители, стало понятно, что мои опасения не подтвердились!"

Посмотреть эпизод 15 в facebook

****

к танцам 16 Макбетт Сиятвинда обрез.jpg

26 апреля в честь юбилея Григория Сиятвинды в проекте #танцывирус – несколько блестящих номеров из спектакля Юрия Бутусова «Макбетт» Эжена Ионеско. В заглавной роли – Григорий Сиятвинда! Сатириконовская постановка 2002 года была московским дебютом Юрия Бутусова, который выбрал пьесу, никогда раньше не ставившуюся в России, и воплотил её в ранге «одного из лучших спектаклей сезона», спектакля-фарса, спектакля-аттракциона! «Макбетта» любили и исполнители, и критики, которые в рецензиях писали: «спектакль энергичный, размашистый, озорной, отчаянно ироничный и, в то же время, глубокий, тонкий и лиричный». Любили его и зрители. Образовался целый клан поклонников «Макбетта», которые однажды спасли его, написав коллективное письмо Константину Аркадьевичу Райкину с просьбой продлить жизнь спектакля на сцене театра. Юрий Бутусов: «Внешне «Макбет» как будто связан с какими-то политическими реалиями. Но это обманка… Мне кажется, Ионеско писал о том, как человек стремится вырваться за пределы своей предопределенности. До тех пор, пока он пытается сделать это, он жив».

Посмотреть эпизод 16 в facebook

****

к танцам 17 3грошовая обрез.jpg

От Гибралтара до Пешавара! 27 апреля в нашем марафоне — «Солдатская песня» — ещё одна сцена из сатириконовской «Трехгрошовой оперы» Бертольда Брехта в постановке Владимира Машкова 1996 года. Зонги Курта Вайля в аранжировке Сергея Бондаренко. Танцы, взрывы, веселье, стрельба. На сцене: Константин Райкин, Фёдор Добронравов, Наталия Вдовина, Алексей Якубов, Сергей Зарубин, Константин Лавроненко, Леонид Тимцуник, Александр Корженков, Константин Хабенский! Владимир Машков: «Я очень люблю театр положительной агрессии: когда с первой секунды действия зритель получает большой энергетический заряд и на протяжении всего спектакля участвует в происходящем всем своим организмом. Люблю театр, в котором работают не мозги, а чувства. Когда зритель боится, сочувствует, испытывает моменты счастья».

Посмотреть эпизод 17 в facebook

****

к танцам 18 Труф 4 обрез.jpg

«А я смогу, а я упрямый!» Комедия дель-арте и одновременно хит советского периода «Труффальдино из Бергамо» с Константином Райкиным в заглавной роли — 3 мая в нашем танцевальном марафоне! Этот знаменитый фильм Владимира Воробьева 1976 года, экранизация пьесы Карло Гольдони «Слуга двух господ», поставлен как театрализованная венецианская музыкальная комедия. Композитор Александр Колкер, автор песен Ким Рыжов, вокальные партии Труффальдино исполнил Михаил Боярский. Константин Райкин: «Этот фильм в свое время сделал меня очень известным. Но все мои творческие интересы и пристрастия всё равно всегда были в театре».

Посмотреть эпизод 18 в facebook

****

к танцам 19 МППП.jpg

Сцена из спектакля «Мой папа — Питер Пэн» 4 мая в нашем танцевальном марафоне. Лучшие времена настанут (!), и мы увидим её в реале на сцене — спектакль в репертуаре! Актриса Алина Доценко в роли Мальчика Дани танцует под «Shutter Island» канадской певицы Джесси Рейес. Хореограф Александр Николаев. Художник Денис Сазонов. Режиссёр спектакля Надя Кубайлат. Алина Доценко: «На выпуске спектакля, когда мы придумывали танец, я неудачно упала с поддержки и сломала руку в двух местах. Это было не очень удобно, так как в спектакле мне нужно было играть на музыкальных инструментах и танцевать. Встал вопрос, может стоит перенести премьеру?.. Но этого никому не хотелось, и мы подумали, поразмышляли, что-то заменили и сыграли премьеру с гипсом) Позже, когда рука зажила, мы решили оставить гипс как неотъемлемую часть Дани.)»

Посмотреть эпизод 19 в facebook

****

к танцам 20 Шоу-Сатирикон.jpg

5 мая. Песня «По муромской дорожке». Исполняют Марина Иванова и Фёдор Добронравов. Уникальные кадры спектактакля «Шоу-Сатирикон» 1994 года, режиссёры постановки: Александр Горбань, Владимир Большов. Рассказывает Марина Иванова: «Начиналось всё с того, что я очень хотела попасть в эту команду, в эту компанию спектакля «Шоу-Сатирикон», который состоял из разных «капустнических» номеров. А у меня ничего не было. И вот Саша Горбань и Володя Большов мне говорят: «Ну, что ты можешь предложить?»  А я говорю: «Вот у меня дедушка очень любил песню «По муромской дорожке». - Ну и что? Ну, спой!

Я спела и помню, что они сказали, ну что нам с этим делать? А давай Федю Добронравова на сцену к ней пустим, давай ей шаль дадим. А потом уже возник образ этой уборщицы, которой я была в самом начале спектакля – женщиной, которая выходила случайно в зал со шваброй, где все артисты плясали, и я бросала швабру и начинала танцевать вместе с ними как персонаж их спектакля. И затем появлялась в нашем  номере в этом же халате, в этом же платке. Платье мне придумал Сережа Зарубин, за два дня он его сшил. Что касается Феди Добронравова, я же никогда не видела этот номер со стороны, я его на этой записи сейчас увидела впервые! Это феноменально –  как работал тогда Добронравов! Это очень смешно! Поэтому для меня это всё потрясающее впечатление. Как будто вернулась на 25 лет назад!»

Посмотреть эпизод 20 в facebook

****

к танцам 21 Шоу-Сатирикон обрез.jpg

12 мая. Па-де-де из балета Л. Минкуса «Дон Кихот» в исполнении заслуженных артистов России Сергея Зарубина и Алексея Якубова. Это финал спектакля «Шоу-Сатирикон» 1994 года. Рассказывает Алексей Якубов: «Репетиций как таковых не было! Этот номер возник спонтанно на каком-то очередном капустнике, как впрочем, и все номера из этого спектакля. Оказалось, что легендарный костюмер Аркадия Райкина Зинаида Ниловна Зайцева в свое время тоже примерно такой номер танцевала с каким-то артистом на капустнике перед Аркадием Райкиным. При всей кажущейся легкости, для нас с Сережкой этот номер был очень тяжелым. Мы буквально умирали. Но с удовольствием играли этот спектакль! Объездили с ним весь мир! Хорошие были времена!»

Посмотреть эпизод 21 в facebook

****

к танцам 22 Служанки 2 обрез.jpg

13 мая. «Je suis malade». Уникальный фрагмент спектакля «Служанки» первого состава! «Сатирикон», 1988 год. На сцене Константин Райкин (Соланж), Александр Зуев (Мадам), Николай Добрынин (Клер), Сергей Зарубин (Месье). Звучит суперхит ХХ века «Je suis malade» Сержа Ламы (музыка Алисы Дона) в исполнении Далиды. Сергей Зарубин: «Надо понимать, что шел 1988 год — у нас не было ничего! Все костюмы шили из подкладочной ткани, боа Мадам сделали из сетки, выдернув продольные нитки, шубу сшили из мешков — наклеили кусочки меха на ткань. Весила эта шуба, как трехстворчатый шкаф — если ее как следует раскрутить в танце, она могла унести в зал! Балетный станок варили чуть ли не из водопроводных труб, случайно нашли пластик, который не ломался под ногами, и выстлали им сцену...» В итоге был создан спектакль — легенда, спектакль — триумфатор, покоривший страну и весь мир! Режиссёр — Роман Виктюк, художник — Алла Коженкова, пластика — Валентин Гнеушев, танцевальные номера ставила Алла Сигалова.

Посмотреть эпизод 22 в facebook

****

к танцам 23 Страна любви1.jpg

15 мая делимся ещё одним эксклюзивным видео-эпизодом из нашего спектакля «Страна любви» по пьесе А. Н. Островского «Снегурочка». Это музыкальный финал сказочной истории, случившейся в Берендеевом царстве, гимн Яриле — Солнцу на сцене «Сатирикона». Постановка Константина Райкина 2004 года в жанре «драма-игра с музыкой, песнями и танцами» была примером одного из очень немногих удачных воплощений этой поэтической сказки не на оперной или балетной сцене, а в драматическом театре. Композитор Валерий Чернышёв.

Посмотреть эпизод 23 в facebook

****

Фото к танцам 24 Кухня обрез.jpg

Здесь нет музыки и танцев, но это выглядит как танец и звучит как музыка. Особенно, на фоне нашей мечты и мольбы о скорейшем завершении пандемии, открытии парков, кафе, музеев, границ между странами, когда до нуля упадет грозная статистика и можно будет вдохнуть и отправиться на какой-нибудь условный Монпарнас, и целый день кочевать из кафе в бистро, нигде не засиживаясь. И в конце концов, можно будет прийти в Сатирикон!  Европейские страны потихоньку оживают, проходят первые фазы выхода из карантина, уже есть очереди на предварительный заказ в рестораны, которые вот-вот откроются. А значит, всё пройдёт и в России, и в Москве! 18 мая в нашей рубрике – фрагмент спектакля Константина Райкина «Кухня». Премьера 2014 года по пьесе Арнольда Уэскера была очень густонаселенным спектаклем с элементами шоу и неистовым, бешеным ритмом. Он был необходимым условием для  сверкающей, гудящей, перестукивающейся, звенящей атмосферы многоголосой кухни этого большого ресторана на сцене Сатирикона, зал которого был полон!

Посмотреть эпизод 24 в facebook

****

Фото к танцам 25 Зарубин обрез.jpg

Первый исполнитель роли Месье в спектакле «Служанки» и сегодняшний именинник заслуженный артист России Сергей Зарубин! 23 мая наша рубрика посвящена Сергею Михайловичу и легендарным «Служанкам» первого состава в Сатириконе 1888 года! А этот номер был исполнен в 2018 году, на 30-летии спектакля в Театре Романа Виктюка. Звучат Peggy Lee «Johnny Guitar» и Jenifer Rush «Nobody Move». Рассказывает Сергей Зарубин: «Перед этим событием мне позвонил Роман Григорьевич Виктюк и попросил меня, как одного из первых исполнителей, поздравить спектакль с юбилеем. Долго думал, как это сделать. Просто выйти и что-то сказать — не интересно. И зная, что в „Служанках“ Театра Романа Виктюка другой танцевальный финал, не тот, который был у нас в „Сатириконе“, я решил взять для поздравления свой номер из нашего варианта спектакля в постановке Аллы Сигаловой. Около двух недель вспоминал и репетировал танец по видео ужасного качества. Было трудно — прошло столько времени! В день юбилея договорился с актёрами и службами театра и вышел на сцену прямо во время финала самого спектакля… Очень волновался, но, надеюсь, что всё получилось не хуже, чем 30 лет назад!»

Посмотретьэпизод 25 в facebook

****

Фото к танцам 26 Контрабас обрез.jpg

Для всех, кто сидит дома и уже иногда переходит границу меццо-форте.Смайл6_1 в текст.png 26 мая. Фрагмент спектакля Сатирикона 2000 года «Контрабас», имевшего грандиозный успех. Константин Райкин за эту роль был награжден премией «Золотая Маска» и Государственной премией РФ. Режиссёр-постановщик Елена Невежина, художники Мария Данилова и Владимир Максимов, художник по свету Анатолий Кузнецов, музыкальные консультанты Артём Агажанов и Сергей Корниенко, звукорежиссёр Сергей Лебедев. Константин Райкин: «Мы играли этот спектакль двенадцать лет. Это очень долго для нашего театра. Я сыграл около 300 спектаклей. Мы провезли его по разным странам и городам. Он дважды был в США, в Канаде, в Германии, в Израиле, в Финляндии, в Бельгии, в Голландии, в Украине, в Латвии, в Эстонии, в Белоруссии, проехал множество российских городов… Я сейчас смотрю на эту работу и испытываю большое волнение от масштаба содеянного, как ни нескромно это бы не звучало. Эту монопьесу играли многие актеры мира, но, как выяснилось, только я играл её на большой сцене на тысячную, а иногда и бОльшую аудиторию. Конечно, в этом была наша недюжинная смелость». Понравился фрагмент? Так, когда умер Гёте?Смайл5_1 в текст.png

Посмотреть эпизод 26 в facebook

****

Фото к танцам 27 Ромео обрез.jpg

3 июня. «…Я к ней пробьюсь и посмотрю в упор. Любил ли я хоть раз до этих пор?» Сцена бала у Капулетти из спектакля «Ромео и Джульетта» 1995 года. Одна из первых режиссёрских работ Константина Райкина в Сатириконе. Шекспир. Великолепный актерский состав. Панорама прекрасного итальянского города-мечты и юная всепоглощающая любовь такой мощи и жерственности, которая сразу захватывала и наэлектризовывала зал. Звучит «Casanova» Жана Пьера Ревербери и Лауры Джордано. Константин Райкин вспоминает: «Это было моё первое обращение к великой пьесе „Ромео и Джульетта“. Произошло это двадцать пять лет назад. С волнением смотрю на игру нынешних мастеров, а тогда ещё очень молодых и трепетных Наталию Вдовину и Александра Коручекова. На сценографию Бориса Валуева, костюмы Марии Даниловой. На свою простодушную режиссуру. На душе теплеет…»

Посмотреть эпизод 27 в facebook

****

Фото к танцам 28 Ромео обрез.jpg

4 июня. «Мой друг, где целоваться вы учились?» Сцена первого поцелуя Ромео и Джульетты на балу у Капулетти из спектакля Константина Райкина «Ромео и Джульетта» (1995). Ренессансная атмосфера, точный актерский состав, молодость и ослепительная вспышка чувств позволяли критикам называть постановку «близкой к идеальному Шекспиру». В заглавных ролях Александр Коручеков и Наталия Вдовина. Александр Коручеков рассказывает: «Это конечно было счастье и радость! Такая роль, такие партнеры, такой театр! Один из первых спектаклей Константина Аркадьевича как постановщика. Все были молоды, полны энергии и готовности перевернуть мир! И спектакль получился молодой, брызжущий энергией, полный динамики и страсти, акробатики и фехтования, трюков, аттракционов, музыки, танцев… С каким наслаждением мы носились по этому океану, старались и занырнуть поглубже, и выскочить на гребень самой высокой волны!) И я думаю, что когда исполнятся все сроки, и мы увидимся с Уильямом Джоновичем, мы с чистой совестью сможем ему сказать: „Мы старались, сэр. Мы были молоды, как и Вы, когда писали эту пьесу. Может, куда и не донырнули, и до чего-нибудь не допрыгнули. Но мы старались, Уилл, мы были в Вас влюблены, как Ромео и Джульетта“ И, надеюсь, великий Бард усмехнется нам и мы поднимем с ним бокал хереса за этот спектакль.) Спасибо моим дорогим прекрасным партнерам, спасибо Константину Аркадьевичу за это счастье и эту радость!»

Посмотреть эпизод 28 в facebook

****

Фото к танцам 29 Шоу 400х369.jpg

10 июня. «I will survive»! Под звуки этой композиции невозможно спокойно оставаться в одном положении. Под бессмертный хит Глории Гейнор в исполнении Diana Ross начинался наш спектакль «Шоу-Сатирикон» (премьера 1994 года, режиссёры Александр Горбань и Владимир Большов). Делимся этим безудержным номером, где в роли главной исполнительницы Лоры — заслуженный артист России Сергей Зарубин. Сергей Зарубин рассказывает: «В этот спектакль вошли лучшие пародийные номера из новогодних капустников, которые проходят в нашем театре с 1987 года, и где долгое время я и Лёша Якубов были постоянными ведущими по имени Лора и Лёлик. Поэтому мы „открывали“ и „закрывали“ представление своими номерами. Все готовились к капустникам очень серьёзно: писали тексты и музыку, репетировали танцы, шили костюмы. Так, например, для нашего с Лёшей Якубовым номера Па-де-де из балета „Дон Кихот“, которым мы завершали „Сатирикон-шоу“, мне пришлось заказывать в мастерских Большого театра пуанты 43 размера и балетную пачку на мою немаленькую фигуру, консультироваться у артистов балета, чтобы максимально точно исполнить рисунок танца. В „Сатирикон-шоу“ была занята почти вся труппа театра, и в нём были отлично сделанные и исполненные номера — вокальные, танцевальные, музыкальные. С этим спектаклем мы объездили полстраны, побывали в двух круизах, в Израиле, в Америке, в Польше».

Посмотреть эпизод 29 в facebook

****

В танцы 30 к Ромео 1995.jpg

11 июня. Знаменитая сцена на балконе из спектакля «Ромео и Джульетта (1995)». «Золотой фонд» нашего театра. Шекспир. Режиссёр Константин Райкин. Еще один фрагмент в нашей, теперь уже посткарантинной Смайл6_1 в текст.png рубрике. Наталия Вдовина, исполнительница роли Джульетты: «Такие роли бесследно не проходят, такими ролями можно кормить свой творческий дух многие годы. Но после спектакля я была как побитая собака — опять не всё получилось! Когда начинался „разбор полётов“, я была согласна со всеми замечаниями Константина Аркадьевича. И редко я слышала, что это было неплохо. Да, тогда у меня не было профессионального умения, но я была предельно искренна. Это соответствовало моему темпераменту. До сих пор ко мне подходят люди, говорят о той невероятной энергии спектакля, которая их буквально вдавливала в кресло. Или вспоминают отдельные сцены. Энергия — это к Константину Аркадьевичу. Он взращивал во мне эту неистовость девочки, которая за один миг превращалась во взрослую женщину. Помню его-своё „Даааааааааааа!“ в сцене на балконе. Этим „Дааааааа!“, мне казалось, я обнимала весь мир! А какой актёрский состав, какие партнёры! Мой нежный, умный Ромео — Саша Коручеков. Моя Кормилица, потрясающая актриса „хранительница моих шрамов“ (по Цветаевой) — Маша Иванова. Сердобольный отец Лоренцо — Федя Добронравов. Мужественный и гордый Тибальт –Саша Журман. Умный, едкий, колкий Меркуцио — Володя Большов. Любящий, властный мой отец Каппулетти — Костя Лавроненко. Моя мать, леди Каппулетти — Лина Варганова. Смешной Пётр –Леша Якубов. Я благодарна Константину Аркадьевичу за тот бесценный опыт, который я получила, за возможность сыграть эту великую роль!»

Посмотреть эпизод 30 в facebook

****

Служанки танцы 31 1 обрез.jpg

6 июня. «Не двигайтесь! Пусть Мадам выслушает меня…»  Эта краткая видеонарезка позволит ещё раз вспомнить беспрецедентное сатириконовское событие — спектакль «Служанки» первого состава. 1988 год. На сцене Константин Райкин (Соланж), Александр Зуев (Мадам), Николай Добрынин (Клер), Сергей Зарубин (Месье). Константин Райкин: «Это был первый спектакль «Сатирикона» после смерти Аркадия Райкина, и это было невероятно смелое предложение Романа Григорьевича Виктюка. Он принес пьесу, он ее нам прочел, никто из нас, четырех будущих участников, сперва её не понял. Но он стал говорить, и так увлекательно, что спектакль нам стал как-то «видеться», и я, новоиспеченный тогда худрук, решился на эту постановку. Мы были несусветно молоды и полны отчаянного желания что-то доказать. Роман Григорьевич приходил, репетировал с нами, кричал в зале — он же, как оркестр работает: с криками, всхлипываниями, восклицаниями! И когда он уходил, а мы пытались без него повторить тот рисунок, который он творил, оказывалось, что в пространстве, лишенном этих криков, как будто нет главного солирующего инструмента. Вдруг оказывалось, что без него там полно пустот и дыр, и надо их чем-то заполнять. И мы опять садились, разбирали эту пьесу, оставались по ночам — работали круглосуточно фактически. В общем, его зерна, таинственные тогда для нас, полные неизвестности и загадки, упали на почву нашего безумного фанатизма, и мы сделали спектакль, который действительно стал «бомбой».

Посмотреть эпизод 31 в facebook

****

Фото к танцам 32  Гамлет 400х369.jpg

24 июня. — Смотрите, принц, вот он! На видео фрагмент спектакля «Гамлет» Сатирикона 1998 года в постановке Роберта Стуруа. Художник Георгий Алекси-Месхишвили создал на сцене образ мира, брошенного в подземелье, на дно шахты, с выезжающей из темноты вагонеткой, из которой Гамлет появлялся в начале спектакля и в которой умирал в финале. Ощущение дна, ниже которого падать некуда.Роберт Стуруа говорил: «Гамлета» нельзя ставить без Гамлета. У нас Гамлет безусловно есть. Возраст — единственный аргумент «против». Аргументы «за» — способность Райкина работать в разных жанрах, его ранимость и чувствительность. Абсолютно не знаю, почему мне кажется, что Райкин должен сыграть Гамлета… Райкин-Гамлет — это совершенно неожиданный, никогда еще не поставленный «Гамлет». Константин Райкин за эту работу был номинирован премией «Золотая маска» (1999) в разделе «лучшая мужская роль». Спектакль был включен в программу Международного театрального фестиваля «Гамлет — 2000» в болгарском Пловдиве. В 2000 году «Гамлет» приезжал в Тбилиси для участия в фестивале «Театральные дни Роберта Стуруа». Призрак — Александр Филиппенко / Горацио — Федор Добронравов / Марцелл — Максим Аверин

Посмотреть эпизод 32 в facebook

****

Фото к танцам 33  Ричард 400х369.jpg

25 июня. «Ни жалости, ни страха, ни любви…» Этой сценой начинался знаменитый спектакль нашего золотого фонда «Ричард III» Юрия Бутусова, премьера 2004 года в Сатириконе. Константин Райкин за заглавную роль в «Ричарде III» был удостоен премии «Золотая Маска» /лучшая мужская роль/. Константин Райкин: «Ричард — роль, которой я занимался в ГИТИСе, у меня есть даже написанная по ней работа. Ричард — лицедей и необыкновенно цельная натура. Такие роли — очистительные, катарсисные. Выплескивая эту скверну из себя на сцену и создавая из нее художественный образ, ты сам очищаешься».

Посмотреть эпизод 33 в facebook

****

Фото к танцам 34 2 Ричард 400х369.JPG

Ещё один фрагмент нашей золотой классики. Сцена из невероятного сатириконовского трагифарса Шекспира-Бутусова-Райкина. Начало второго акта премьеры 2004 года «Ричард III». Режиссёр и музыкальное оформление — Юрий Бутусов / художник — Александр Шишкин. «Да, сыграть Ричарда III — эта была мечта моих молодых лет, но в какой-то момент я расстался с этой мечтой. Я так много этой ролью болел, что перестал надеяться дождаться режиссера, который бы отвечал моим знаниям, ощущениям в связи с этой ролью. И вот вдруг, когда я был уже совсем, что называется, немолод, Юра Бутусов предложил мне его сыграть. И надо сказать, я использовал свои большие познания об этой роли. То есть в этом спектакле мы использовали не только саму пьесу, но еще и шекспировские хроники. А ведь там содержались сведения о герцоге Глостере в его молодые и даже совсем детские годы — человеке, который впоследствии стал Ричардом III», — говорит Константин Райкин.

Посмотреть эпизод 34 в facebook

 Куратор проекта: Екатерина Купреева

Следите за обновлениями на сайте и в соцсетях Сатирикона. Продолжение следует.

29.06.2020

Спектакли

Упомянуты