Размер шрифта:
Изображения:
Цветовая схема:

«Как Фауст ослеп»: в схватке с дьяволом

«Как Фауст ослеп»: в схватке с дьяволом - фотография

Режиссер Сергей Тонышев уверенно занимает лидирующие позиции в современном театральном процессе. На его счету только в сезоне 2023/24 две успешные постановки – «Чагин» в «Современнике» и «Долгая счастливая жизнь» в Студии театрального искусства. Этот сезон для него также начался удачно. Художественный руководитель театра «Сатирикон» Константин Райкин доверил ему спектакль на большой сцене с артистами первой величины. И не ошибся – премьера «Как Фауст ослеп» прошла со стоячими овациями.

Взяться за текст, считающийся вершиной немецкой поэзии и величайшим произведением мировой литературы, – задача крайне амбициозная. Тонышев выступил еще и автором инсценировки, в которую он включил не только первую, более известную часть канонического текста, но и философскую вторую, опубликованную уже после смерти Гете. Обе – в переводе Бориса Пастернака. При очевидности вложенного в итоговый сценический текст труда, о цельности замысла пока речь не идет. Первый акт спектакля – внятное изложение сюжетной линии – спор Мефистофеля с Господом, сделка Фауста с дьяволом и мучительная страсть к невинной девочке Гретхен.

Второй же выглядит чуть менее складно и выразительно. Если зритель не знает содержание, он увидит цепочку эффектных, но разрозненных эпизодов. И вряд ли догадается, что речь идет о том, как Фауст жаждет осчастливить все человечество, отказывается видеть безобразную изнанку подобных решений и оборачивается памятником самому себе. Очевидно, режиссер старался включить в спектакль как можно больше смыслов и символов философской драмы, заставить зрителя не просто следить за перипетиями личных взаимоотношений героев, но и задуматься о вопросах воли и духа. На что способен человек? Кто решает, к тьме или свету движется его душа? Что такое душа как таковая?

Задача исключительная, именно ею объясняется очевидная избыточность премьерной работы и ее бешеный ритм. На сцене все время что-то происходит – раздвигаются стены, появляются и исчезают каталки (действие перенесено в операционную, поскольку Фауст – доктор), вырастают райские сады, кружатся кровати, взмывают к колосникам истерзанные души, на заднике сцены всплывает огромная луна. Визуальная составляющая спектакля производит сильное впечатление (художник-сценограф – Филипп Шейн). В соединении со специально написанной для этого «Фауста» инфернальной музыкой (ее автор – режиссер Георгий Мнацаканов) действует на зрителя гипнотически.

Потусторонние силы действительно здесь правят бал, а главным на этом бале выступает Мефистофель в ярком и хлестком исполнении Дениса Суханова (артист «Сатирикона», исполнитель главных ролей в спектаклях «Чайка», «Отелло», «Пигмалион», фильмах «Сальса» «Тихий Дон» и др.). Точность интонации, сбивающая с ног энергетика и невероятная пластичность актера делают эту роль событием сезона. Даже некоторая нарочитость и мелодраматичность финала, в котором Суханов играет поверженного ангела-демона с окровавленными лопатками вместо крыльев, выглядят оправданно.

Под стать Мефистофелю оба Фауста (в спектакле два состава – в одном играет также звезда «Сатирикона» Владимир Большов, в другом – Артем Осипов). Истерзанный самим собой человек-одиночка, пытающийся ответить на вопросы мироздания и открыть тайну бессмертия. И его возлюбленная Гретхен (также два состава – Екатерина Воронина и Алина Доценко), из невинной девочки превращающаяся в жертвенную женщину, готовую простить и понять даже дьявола. Мефистофель – Фауст – Гретхен – главенствующее трио проживает предложенные обстоятельства истово и заразительно. Их негласный, но явственный спор заканчивается сокрушительной победой Гретхен. В финале Мефистофель прижимается щекой к ее ладони, признавая правоту духовной красоты и победу любви над смертью. Фауст берет ее за руку и уходит с ней в «вечность», закончив поиски ответов на вопросы бытия.

Философский фундамент тонышевского «Фауста» удерживает все происходящее на сцене на тонкой грани между зрелищной мелодрамой и спектаклем-высказыванием. Из режиссерских фантазий отчетливо проступает тема судьбы человека. Его повсеместной трагедии, высоты и любви. Четырехчасовой опус по Гете не идеальное театральное произведение, но, что куда важнее, яркое и смелое. Смотрится оно на удивление легко, а перенасыщенность образов и смыслов работает на главную идею – как бы мир (Бог или дьявол – кому что ближе) ни испытывал каждого из нас, только от нас зависит, как быстро мы придем к свету и обретем гармонию внутри.

Оригинал 

Издательство: Ведомости Автор: Наталья Витвицкая 13.09.2024

Спектакли