Яков Ломкин
Биография
Родился 30 мая 1978 года в городе Хабаровске.
Окончил Российскую академию театрального искусства (ГИТИС), курс Б. Морозова, в 1999 году.
В театре «Сатирикон» с 1999 года.
С 1 сентября 2017 года – главный режиссер Государственного русского драматического театра Удмуртии.
- Приз «За лучшую режиссуру» на фестивале «Амурская осень», 2011 за спектакль «Всё о мужчинах».
- Первое место в номинации «Лучшее пластическое решение спектакля» на 13-м Международном молодежном театральном фестивале «Левый берег», 2015 за спектакль «Дримз of love».
- Гран-при на фестивале антрепризных спектаклей «Амурская осень», 2017 за спектакль «Игроки».
- Почетная грамота Министерства культуры, печати и информации Удмуртской Республики (2021).
- Лауреат Московского международного фестиваля студенческих спектаклей «Твой шанс», 2021 – в номинации «Лучший дипломный спектакль» за постановку «Мария Стюарт» Ф. Шиллера (реж. Яков Ломкин) выпускного курса К. Райкина в Высшей школе сценических искусств.
Яков Ломкин, ведущий артист театра «Сатирикон», был принят в труппу театра сразу по окончании ГИТИСа в 1999 году. За годы творческой деятельности стал востребованным мастером сцены, универсальным артистом разножанрового актёрского темперамента. Также как режиссёр осуществил в «Сатириконе» три крупные постановки.
Яков Ломкин впервые вышел на сцену «Сатирикона» в спектакле И. Войтулевича «Лев зимой» по Дж. Голдмэну (1999) в роли Короля Франции Филиппа, где партнерствовал с такими мастерами как Ю. Лахин и М. Иванова. Следующей работой была выразительная роль Йоргена Тесмана, мужа главной героини, в спектакле «Гедда Габлер» в постановке Н. Чусовой (2001). В «Шантеклере» Э. Ростана, поставленном К. Райкиным в том же 2001 году, артист ярко в гротесковой пластической эстетике сыграл две роли – Дятла и Цыпленка. В спектакле «Синьор Тодеро хозяин» Гольдони, режиссер Р. Стуруа (2002) Яков Ломкин создал роль молодого энергичного и мятущегося Менегетто, жениха дочери синьора Тодеро (К. Райкин), взбалмашного старика, желающего по-хозяйски распоряжаться судьбами близких. В следующей работе, спектакле «Эстремадурские убийцы» Х. Мильян (реж. И. Войтулевич, 2003), решённом в фарсовом, гротесковом жанре, Яков Ломкин уверенно проявил выразительный актёрский темперамент в комедийной роли жениха Энрике.
Творческое сотрудничество с Юрием Бутусовым принесло артисту сразу по несколько ролей в знаменитых шекспировских спектаклях режиссёра: «Ричард III» (2004) и «Король Лир» (2006). В «Ричарде III» исполнение каскада ролей – 1-й убийца, гонец, монах, могильщик, лорд Грей, принц Уэльский – дало возможность артисту ярко проявить себя в режиме моментальных перевоплощений, разнообразно, с разноплановым темпераментом. В «Короле Лире» Яков Ломкин создал выразительные роли Герцога Бургундского и дворецкого Освальда.
В 2008 году К. Райкин поставил знаковый спектакль-цирк «Синее чудовище» по К. Гоцци. Здесь артист блестяще сыграл главную роль лирического возлюбленного Таэра, волей рока превращённого в Синее чудовище. В этой сложной роли артист работает в маске, лишенный мимики и своего голоса, в палитре его игры нет природной пластики, и в тоже время он должен добиться, чтобы возлюбленная его узнала. В 2012 году К. Райкин вторично обращается к трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта». Здесь Яков Ломкин остро, ярко, агрессивно играет роль Меркуцио, друга Ромео и предводителя молодой беззаботной компании. Действие происходит в современных реалиях.
В спектакле «Гроза» по А. Островскому (реж. К. Райкин 2022) артист, точно играя в насыщенной пластической и музыкальной эстетике спектакля, выразительно решил образ изобретателя Кулигина, самого прогрессивного во всей округе человека, виртуозно управляющего умными мобильными устройствами, истово изобретающего вечный двигатель и призывающего «тёмное общество» к свету и прогрессу. Во всех работах артист уверенно проявляет широкие возможности играть разнопланово, в разных жанрах: от трагедии до фарса.
Яков Ломкин с самого начала творческой деятельности проявил явную склонность к режиссуре, им поставлено более 50 спектаклей в театрах Москвы, Челябинска, Рязани, Ижевска, Ставрополя, Норильска. С 1 сентября 2017 года он – главный режиссер Государственного русского драматического театра Удмуртии.
Его режиссерский дебют состоялся в «Сатириконе» в 2010 году. На малой сцене театра Яков Ломкин поставил спектакль «Оглянись во гневе» по Дж. Осборну, классическую историю с героем-бунтарём, сокрушителем устоев из поколения английских «рассерженных молодых людей». Но главный мотив спектакля – не только голос социального протеста, но и голос любви, роковая природа чувств и испытание друг друга на прочность. В спектакле были заняты А. Осипов, М. Спивак, Ю. Мельникова, И. Гудеев.
В 2014 году состоялся успешный режиссёрский опыт Якова Ломкина на большой сцене «Сатирикона» – постановка «Укрощение» в жанре «балаган с антрактом» по комедии У. Шекспира «Укрощение строптивой». Спектакль – праздник театра, в котором, несмотря на яркую, солнечную и азартную атмосферу всеобщей игры, режиссёр вслед за автором поднимает важные проблемы человеческих взаимоотношений. В спектакле заняты А. Стеклова, С. Зарубин, А. Осипов, С. Громов, Г. Тарханова, А. Бардуков и др.
В марте 2024 года состоится еще одна режиссёрская премьера Якова Ломкина на большой сцене «Сатирикона» – трагифарс по мотивам романа А. Пушкина «Дубровский». В масштабной постановке занято 25 артистов труппы, спектакль решен как яркая фантасмагория, где драматическая коллизия пушкинских смыслов раскрывается в оригинальной пластике, эффектной музыкальной и стилистической подаче.
Яков Ломкин кроме актерской и режиссерской деятельности занимается научной и преподавательской работой. С 2013 года он педагог кафедры актерского мастерства и режиссуры в Высшей школе сценических искусств Константина Райкина, мастер курса. Поставил ряд учебных спектаклей, среди которых «Чеховские женщины» (2015), «Зимняя сказка» У. Шекспира (2019), «Мария Стюарт» Ф. Шиллера (2020), «Утиная охота» А. Вампилова (2022), «Антигона» Ж. Ануя (2023).
Яков Ломкин в проекте «Московские Окна»
Артист исполняет стихотворение Иосифа Бродского «В деревне Бог живёт не по углам…» во время пандемии в Москве весной 2020 года.